К распределению выпускников возврата не будет
Когда надо отбирать детей в профильные классы? Что изменится в школьных олимпиадах? Почему студентов Вышки так часто отчисляют с первого курса? На вопросы читателей «Российской газеты» ответил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Сергей Зайцев, студент третьего курса, Санкт-Петербург:
— Правда ли, что в вузы вернется распределение?
— Ярослав Кузьминов: Нет, неправда. Это противоречит конституции Российской Федерации и закону об образовании. Возврата к крепостному праву у нас не будет. Я не верю в работу «из-под палки».
Обидно, что, скажем, многие выпускники медицинских вузов не идут работать врачами, устраиваясь в связанные с медициной коммерческие фирмы — фармацевтические и другие. А в поликлиниках дефицит врачей. Но ситуация изменится, когда будут выполнены майские указы президента и зарплата врачей превысит сегодняшние заработки в коммерческом секторе.
Сергей, Рязань:
— Зачем в России такое огромное количество платных вузов, дискредитирующих высшее образование? Почему их нельзя закрыть?
— Ярослав Кузьминов: В России действительно много вузов, которые дискредитируют высшее образование, среди них есть и частные, и государственные, в которых студенты тоже зачастую платят за учебу. Эта проблема существует последние 20 лет, но только сейчас государство приступило к ее решению.
Другой вопрос, что у нас существует огромный спрос на высшее образование. При этом образование — доверительный товар: абитуриенты и их родители далеко не всегда могут объективно оценить качество вуза. Вот и несут свои деньги в первые попавшиеся шарашкины конторы. Мой совет — не попадаться на удочку мошенников, выбирать вузы и образовательные программы с хорошей репутацией, пусть даже для поступления туда нужно набрать больше баллов ЕГЭ или же заплатить больше денег на платном отделении. И тогда, если и государство будет осуществлять контроль качества высшего образования, и абитуриенты будут голосовать ногами, таких вузов не останется, купить диплом будет негде.
Михаил Блаженюк, Ростов-на-Дону:
— Какие изменения ждут олимпиады школьников?
— Ярослав Кузьминов: Изменений много. Во-первых, олимпиады теперь могут проводиться не только по предметам, изучаемым в общеобразовательной школе, но и по направлениям подготовки высшего образования. Например, по дизайну, журналистике, психологии, медицине и другим. Таких предметов в школьной программе нет. Во-вторых, изменения коснулись присвоения уровня олимпиады. Раньше уровень присваивался постфактум — по окончании проведения олимпиад — и школьники принимали участие в олимпиадах в условиях неопределенности, хотя именно с уровнем и связаны льготы, которые получают победители и призеры. Сейчас школьник будет заранее знать, в олимпиаде какого уровня он принимает участие.
Еще важный момент. Теперь победителями олимпиад могут быть названы не более 8% от общего числа участников заключительного этапа олимпиад, а призерами (дипломантами) могут стать не более 25%. Есть некоторые изменения, которые связаны с условиями предоставления льгот победителям и призерам в ходе приемной кампании. Вы знаете, что в прошлом году победители и призеры олимпиад должны были по профильному предмету предъявить результаты ЕГЭ (не менее 65 баллов) с тем, чтобы этот статус победителя и призера был засчитан и он получил льготу. Вузы могли усиливать это ограничение, что, собственно, Вышка и сделала. У нас этот балл поднимался до 75. От этой новации прошлого года никто не намеревается отказываться.
Александр Владимирович, г. Протвино, Московская область:
— Вы согласны, что надо отменить ЕГЭ, от которого стонут все?
— Ярослав Кузьминов: Не согласен. Социологи регулярно «меряют» отношение к ЕГЭ — у тех, кто его реально сдавал, оно в основном положительное. Сейчас абитуриент имеет право участвовать в 15 конкурсах в 5 вузов. Шансы поступить туда, куда стремишься, значительно выросли.
Единый госэкзамен — это норма, прописанная в законе. По его результатам все вузы России обязаны принимать абитуриентов. Да, он не идеален, в нем есть свои сильные и слабые стороны, которые постоянно обсуждаются. Поэтому сегодня речь может и должна идти только о том, как совершенствовать процедуры ЕГЭ.
Георги Иронов, Русе (Болгария), georgi_ironov@abv.bg:
— Я работаю на экономической кафедре. Почему из Болгарии невозможно зарегистрироваться и читать материалы в библиотеке ВШЭ? Скажите, как и где их можно увидеть бесплатно?
— Ярослав Кузьминов: Высшая школа экономики закупает электронные библиотечные ресурсы по договорам с научными издательствами и другими производителями информации. По этим соглашениям мы можем предоставлять доступ только для сотрудников и учащихся нашего университета. Для доступа из другого университета, например болгарского, необходимо, чтобы ваш университет самостоятельно заключил договор с владельцами тех баз данных, которые вас интересуют. Это обычная мировая практика, так поступают все вузы России, Европы, США и т.д.
Ольга Романенкова, Москва:
— В столице в первый класс пошли 93 тысячи детей — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. Не придется ли учителям начальной школы работать больше за те же деньги?
— Ярослав Кузьминов: Беспокоиться не о чем. Школы в Москве финансируются по принципу «деньги следуют за учеником». За каждого школьника школа получает определенную сумму. Раньше было 123 тыс. рублей, сейчас еще больше. Бюджет школы увеличивается пропорционально числу детей. Это значит, что учителя будут больше зарабатывать. Более того, при расчете зарплаты каждого педагога учитывается, сколько учеников у него в классе. Есть даже специальная расчетная единица — называется «ученико-час». И если в прошлом году у учителя в классе было 19 человек, а в этом году стало 25, он заработает больше.
Ирина Погудина, Москва:
— Мой сын учится во втором классе языковой спецшколы. Говорят, что скоро начнется отбор детей в профильные классы. Нужны ли такие классы, кто и как и когда должен отбирать туда детей?
— Ярослав Кузьминов: Если ваш сын во втором классе, то до отбора в профильные классы ему еще далеко. Обычно профильное обучение — это 10-11 классы, предпрофильная подготовка — 8-9 классы, в некоторых случаях чуть раньше, но вряд ли речь идет о профилизации в начальной школе.
Отбор в профильные классы должен происходить в зависимости от интересов ребенка, его увлеченности предметом. Школа еще в 10-м классе должна проводить предпрофильную подготовку, чтобы дети получали представление о разных профессиях и могли на этом основании делать осознанный выбор. Мнение родителей о том, какие профили открывать, школа, конечно же, должны учитывать — для этого существуют управляющие советы.
В последние годы в Москве создаются большие образовательные комплексы, где есть возможность для открытия самых разных профилей, в том числе благодаря сотрудничеству с вузами.
Елена, Кемерово:
— Наболевшая тема для многих родителей — вторая смена младших классов. Может ли она вообще быть по закону?
— Ярослав Кузьминов: В этом вопросе школы опираются на положения СанПиНа. А там сказано, что в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Наталья Старовойтова, Москва:
— В нашей школе больше 20 первых классов. Что изменилось в школах после укрупнения?
— Ярослав Кузьминов: Недавно опубликованный рейтинг московских школ показал, что помимо 30-40 лучших школ, которые давно у всех на слуху, есть и другие школы, демонстрирующие высокие результаты. И это недавно созданные большие образовательные комплексы. Большая школа дает ребенку возможности выбора, в ней стирается грань между основным и дополнительным образованием, потому что в кружки и секции, на довузовскую подготовку не нужно ездить на другой конец города.
Еще одно преимущество большой школы — возможности профессионального роста учителя благодаря появившейся конкуренции. Например, в школах, объединившихся в образовательный комплекс «Покровский квартал», над которым взяла шефство Вышка, было в среднем по две полных учительских ставки — русского языка и математики, остальным учителям нагрузки не хватало. Теперь же есть возможность обеспечивать учителям достаточную нагрузку и отбирать лучших из них. Если в школе есть по 3-4 учителя каждого направления, их результаты можно сопоставлять и определять, кто работает лучше.
Полина Матвеевская, Щелково, Московская область:
— Почему не закрываются плохие школы?
— Ярослав Кузьминов: Закрыть школу — это не самое простое и не самое эффективное решение проблемы плохих школ. Плохая школа — это, как правило, неудачный коллектив. Его трудно поменять в одночасье. Так что я поддерживаю то, что делается в Москве: такие школы включаются в состав крупных школ, где сильный директор и есть возможность выбора преподавателей.
alma mater
Владимир Зуев, Новосибирск:
— Как поступить в лицей при Вышке? Есть ли у вас общежитие? И дает ли учеба в лицее преимущества при зачислении в ВШЭ?
— Ярослав Кузьминов: Поступить в лицей могут только московские школьники, оканчивающие 9-й класс. Именно поэтому общежития у лицея нет. В лицее школьники проходят три вступительных испытания. Сначала претендент заполняет на сайте лицея электронную заявку, в которой он должен указать предполагаемые средние итоговые баллы по соответствующим основным предметам и ГИА. К заявке надо приложить эссе, в котором ученик должен в свободной форме рассказать о себе, о своих планах на учебу, поступление и будущую профессиональную деятельность. Эссе не должно быть очень большим, но и по небольшому тексту можно многое понять о претенденте уже на начальной стадии поступления.
Второй этап — это тестирование по математике, русскому и иностранному языку. Все вопросы составлены в рамках программы основного общего образования (5-9 классы) и не требуют специальной подготовки. Но расслабиться не получится — решение не будет стандартным.
Если вы удачно прошли тестирование, вас пригласят на собеседование. Вы сможете познакомиться со своими будущими преподавателями и принять окончательное решение: нужен ли вам лицей и сможете ли вы здесь учиться.
А что касается формальных преимуществ, то для поступления в Вышку учеба в лицее их не дает. Все наши выпускники будут поступать на равных условиях с остальными абитуриентами. Однако надо понимать, что уровень подготовки у них будет гораздо выше, чем у многих поступающих, так что им объективно будет проще поступить в престижный университет. Не обязательно наш.
Юлия Петрова, Воронежская область:
— Какую стипендию платят в Вышке? У нас в пединституте стипендия 1100 рублей.
— Ярослав Кузьминов: С 1 сентября этого года студенты — бюджетники первого курса в Вышке — будут получать государственную академическую стипендию в размере 1408 рублей в месяц. В прошлом учебном году размер этой стипендии был 1341 рубль в месяц. Студенты же старших курсов получают стипендию по результатам промежуточной аттестации и итогам текущего рейтинга. В прошлом учебном году эта сумма варьировалась от 1650 до 2750 рублей в месяц. Такая стипендия — поощрение за хорошую учебу, прожить в Москве на нее нельзя. Тем же, кто реально нуждается в поддержке, ВШЭ платит социальную стипендию в размере 5 или 10 тысяч руб. в месяц.
Ну и кроме того студенты с хорошей и отличной успеваемостью, активно участвующие в научной и общественной деятельности университета, могут получать повышенные государственные стипендии: Правительства, Президента РФ, Правительства Москвы, именные стипендии разных фондов. Там цифры доходят до 12 тысяч рублей в месяц. Так что отличник из малообеспеченной семьи может рассчитывать на 10-15 тыс.руб. в месяц. ВШЭ — исследовательский университет, у нас множество студентов зарабатывает, принимая участие в исследованиях или работая ассистентами преподавателей.
Инна Вячеславовна, мама студентки, Пермь:
— Почему из Вышки так часто отчисляют первокурсников?
— Ярослав Кузьминов: ВШЭ имеет возможность отбирать самых сильных абитуриентов. Средний балл бюджетников — 85 из 100, «платников» — 77 из 100. На первом курсе — больше тысячи победителей олимпиад. Тем не менее, 15-20% студентов ежегодно не выдерживают первого курса. Кстати, это феномен не только ВШЭ, но всех ведущих вузов.
Самая главная причина заключается в том, что переход из школы в вуз — это огромная психологическая нагрузка для вчерашнего школьника. В школе большую роль играет учитель, который распределяет время учеников и отслеживает их успеваемость. В вузе приходится самостоятельно учиться распределять время, силы между предметами. Часть людей — более 50% — приезжают к нам из регионов, адаптируются к огромному мегаполису, к московским расстояниям, к стрессу. Те, кто не смог пройти такую адаптацию, и составляют значительную часть студентов, «вылетающих» на первом курсе.
Ну а кроме того — со студента в Вышке серьезный спрос, мы хотим, чтобы человек начал работать самостоятельно с самого начала и всегда предупреждаем об этом наших первокурсников. Кстати, «вылетев», больше половины студентов ВШЭ восстанавливается через год или, если не нашли себя на одном факультете, переводятся на другой.
О личном и не только
Сергей Белкин, Ярославль:
— Если бы вы поступали в следующем году в вуз, то на какое направление подали бы документы?
— Ярослав Кузьминов: Я, конечно, поступал бы в Вышку и, скорее всего, на экономику. Но если вы имеете в виду, как я бы поступил на месте сегодняшнего одиннадцатиклассника, выбирающего свою дальнейшую образовательную траекторию, то многие «школьные умники» выбирают компьютерные науки, big data, биомедицинские науки. Параллельно идет настоящий ренессанс гуманитарных профессий — дорога к успеху в «экономике впечатлений» может идти через исторический, философский, филологический бакалавриат, дизайн или историю искусств.
Просто способные могут выучиться на технолога (они снова нужны, старшее поколение уходит) или специалиста по сервису или коммуникациям. Ребятам, кого в науку не тянет, не надо стремиться протирать штаны в вузе, а получать современную профессию квалифицированного повара или техника. За хорошую работу руками сегодня платят так же хорошо, как за работу головой.
Ирина Ивойлова
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»
Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.
63445
человек зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Это на 5,6% больше, чем в прошлом учебном году. Регистрация завершилась 28 октября, первый (отборочный) этап олимпиады пройдет с 3 по 18 ноября по расписанию.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.