Полномочия наблюдательных советов вузов будут расширены
27 июня министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов встретился с представителями наблюдательных советов вузов-участников программы «5/100». Участники встречи обсудили, что мешает российским университетам стать конкурентоспособными на международном уровне и как наблюдательные советы помогут решить эту проблему.
По мнению Дмитрия Ливанова, одна из основных бед российских вузов — неэффективная система управления, которая складывалась десятилетиями и осталась неизменной несмотря на проведенные реформы. Для ее улучшения во всех университетах-участниках программы «5/100» созданы наблюдательные советы, в которые пригласили людей, знающих практику корпоративного управления. «По существу наблюдательные советы — это органы стратегического управления вузами, аналог совета директоров крупных компаний», — сказал Дмитрий Ливанов.
Министерство считает, что круг задач, которые стоят перед наблюдательными советами, необходимо расширить. Используя опыт работы в бизнесе, члены наблюдательных советов, к примеру, могли бы способствовать расширению деловых контактов университетов, предложить систему оценки работы управленцев, содействовать реализации стратегических планов развития в соответствии с целями и задачами программы «5/100».
Дорожную карту мы уже обсудили достаточно подробно. Она весьма амбициозна, включает в себя целый ряд стратегических инициатив, направленных на достижение международной конкурентоспособности вуза
До конца 2014 года перед наблюдательными советами поставлены три задачи. Во-первых, рассмотреть дорожные карты развития своих вузов, доработать их и внести уточнения, если это необходимо. Во-вторых, подготовить предложения по продлению, изменению или прекращению контракта с ректором. В-третьих, провести аудит системы управления вузом и разработать программу привлечения в вуз высококвалифицированных менеджеров.
Член наблюдательного совета ВШЭ Александр Жуков отметил, что в Вышке совет работает не первый год и многие из указанных задач уже решаются: «Дорожную карту мы уже обсудили достаточно подробно. Она весьма амбициозна, включает в себя целый ряд стратегических инициатив, направленных на достижение международной конкурентоспособности вуза».
При этом существенная часть текущей работы сводится к решению бюджетных и имущественных вопросов. «Мы свою роль в наблюдательном совете видим больше как союз помощников вузу, — сказал Александр Жуков. — Вышка быстро развивалась все эти годы, и многие проблемы связаны с нехваткой зданий, из-за которой наши планы в полном объеме реализованы быть не могут».
Но далеко не во всех университетах наблюдательные советы сегодня могут влиять на стратегию развития. Представитель наблюдательного совета Новосибирского государственного университета Игорь Агамирзян отметил: «Непонятно, в чьи полномочия входит содержательная разработка глобальной стратегии. На данный момент по уставу университета у наблюдательного совета таких полномочий нет».
Мы будем ректора назначать по вашему представлению, а вы сами определите, какая процедура для вас более комфортна
Дмитрий Ливанов
министр образования и науки РФ
Президент ВШЭ Александр Шохин обратил внимание на то, как наблюдательные советы и учредители вузов будут определяться с кандидатурой ректора. Дело в том, что во всех вузах, участвующих в программе «5/100», ректоры назначаются учредителем на пять лет — возможности советов повлиять на эту процедуру не обозначены.
«Мы будем ректора назначать по вашему представлению, а вы сами определите, какая процедура для вас более комфортна, — пояснил Дмитрий Ливанов. — Если вы считаете правильным включить в эту систему принятия решений ученый совет, как это было всегда, то это можно сделать. Решаете, что нужно провести свой конкурс, открытый или закрытый, — пожалуйста. Если вы просто хотите одобрить кандидатуру, никак не мотивируя свое решение, — нас это тоже устроит, но ответственность будет на вас».
Завершая дискуссию, министр предложил сделать встречи с членами наблюдательных советов регулярными. Если же у наблюдательных советов в течение года появятся дополнительные предложения по расширению своих полномочий, министерство также будет готово их обсудить.
Екатерина Чекмарева, специально для портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100
НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100
17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.
В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100
18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.
«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе
Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.
ВШЭ выходит на второй этап реализации программы 5-100 в числе лидеров
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ. Это единственный вуз, среди других участников проекта, который сохранил свои лидирующие позиции. О том, как удалось добиться такого успеха, и что Вышка определила для себя в качестве приоритетов на следующем этапе конкурентной борьбы за право войти в число сильнейших университетов мира, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, которая представляла Дорожную карту университета на заседании Совета в Томске.
ВШЭ вошла в число лидеров проекта «5-100»
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ.
Ведущие вузы должны быть избавлены от излишней отчетности
24 декабря в Высшей школе экономики состоялось заседание Совета Ассоциации «Глобальные университеты» — ректоров вузов, участвующих в проекте по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Одной из тем для обсуждения стали экономические и организационные риски этого проекта.
Александр Жуков
член наблюдательного совета ВШЭ