• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От вузовских олимпиад нельзя отказываться, но контроль за их качеством должен быть строже

2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.

Поводом стала публикация в газете «Коммерсант», где Ярослав Кузьминов предстал в образе противника олимпиад. Участники пресс-конференции разъяснили позицию представителей профессионального сообщества, считающих, что для получения льготы при поступлении в вуз победители олимпиад должны сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее чем на 70 баллов. Речь идет об олимпиадах, которые проводит Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). 

Лишь 10-15% победителей олимпиад учатся в вузах плохо

Как отметил Алексей Семенов, олимпиады школьников  традиция нашего общества: олимпиаду по математике впервые провели в 1930-е годы, и ее задачей было не обеспечить поступление в вуз, а заинтересовать, увлечь ребенка наукой еще с основной школы.

Идея сделать вузовские олимпиады альтернативой единому госэкзамену для неординарно мыслящих детей возникла в начале 2000-х годов  письмо тогдашнему президенту Владимиру Путину подписали ректор МГУ Виктор Садовничий, нобелевский лауреат Жорес Алферов и Ярослав Кузьминов. Их победители получили право поступать в вузы в обход ЕГЭ.

Однако очень скоро олимпиады РСОШ стали массовыми  по их результатам становятся студентами 16-17 тысяч человек ежегодно. У государства и общества возникло к ним недоверие: есть даже предложения вообще отменить льготы для победителей. Причины понятны: олимпиады менее формализованы, чем ЕГЭ, слишком многое здесь зависит от организаторов и проверяющих. По оценке Алексея Семенова, то, что олимпиады стали альтернативой ЕГЭ, подталкивало к коррупции: «можно туда заплатить, а можно сюда».

Однако говорить о масштабном бедствии не стоит: анализ показывает, что лишь 10-15% студентов, поступивших в вузы по результатам олимпиад, учатся плохо (такой же показатель — среди 100-балльников ЕГЭ). По мнению Ярослава Кузьминова, даже если бы олимпиады РСОШ проводились вдвое хуже, чем сейчас, от них отказываться нельзя, потому что тогда слишком многие дети упустят свой шанс. Вышка занимает второе место после МГУ по количеству зачисленных победителей олимпиад. В числе топ-20 вузов, где они учатся, — не только столичные университеты, но и вузы Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Красноярска. 

Если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит

Ключевая идея — сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается.

Ключевая идея  сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается. Предположительно, это коснется менее 10% победителей олимпиад. Мера необходима, чтобы доказать обществу: если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит. Иван Ященко предлагает еще одну меру: если человек победил на двух олимпиадах, у которых разные организаторы, он поступает в любом случае, вне зависимости от ЕГЭ.

Чтобы гарантировать честность проведения олимпиад, нужен комплекс мер, который сделает их не менее защищенными, чем ЕГЭ, за реформирование которого Минобрнауки и Рособрнадзор в этом году, похоже, взялись всерьез. Например, на олимпиадах должно быть организовано видеонаблюдение и общественное наблюдение.

Нужно изменить структуру олимпиад — не ограничиваться состязаниями по предметам школьной программы, но расширять практику межпредметных предпрофильных олимпиад для будущих инженеров, врачей, геологов, психологов, агрономов и прочих. Организовать такие олимпиады сложнее, но их эффективность выше. 

ЕГЭ поможет победителям олимпиад удержаться в вузе

Анализ достижений школьников в Москве показывает, что обладатели 95-100 баллов ЕГЭ и победители олимпиад  разные люди. По мнению Ивана Ященко, главное на олимпиаде  красивые идеи, а мелкие ошибки не так влияют на результат, как на ЕГЭ. 100-балльники должны, прежде всего, обладать высоким уровнем мышления и уметь себя организовывать. А вот обладатели 70-75 баллов ЕГЭ и призеры олимпиад  люди одни и те же.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ  значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ — значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Анализ траекторий победителей олимпиад на младших курсах вуза показывает, что одна из ключевых проблем для них — самоорганизация, поэтому подготовка к ЕГЭ лишь поможет им ликвидировать этот пробел. Если человек победил на олимпиаде и плохо сдал ЕГЭ, его наверняка отчислят с первого курса, считает Иван Ященко. 

Нужно менять формат ЕГЭ и добиваться честности его проведения

Совершенствование механизма проведения олимпиад неотделимо от реформирования ЕГЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо, во-первых, создать открытый банк заданий ЕГЭ, из которого на экзамене для каждого ученика будет формироваться случайная выборка.

Во-вторых, процедура апелляции на ЕГЭ должна быть организована так, чтобы люди не боялись отстаивать свои права.

В-третьих, уже лет пять предлагается прекратить практику, когда результаты ЕГЭ по субъекту Федерации становятся одним из критериев оценки эффективности губернаторов.

Четвертая мера  сделать ЕГЭ двухуровневым. Первый уровень  это, условно говоря, части А и В, его сдают те, кто не собирается поступать в ведущие вузы и кому достаточно до 70 баллов по нынешней шкале. Второй уровень  те, кто хотел бы получить до 100 баллов и сдает часть С, самую трудоемкую. При этом вузы могли бы объявлять, что, например, на физфак нужно сдать русский язык на первом уровне, а математику и физику  на втором. Иначе, как заметил Иван Ященко, абитуриент математического факультета учит русский язык в ущерб математике.

Пятая мера  предоставить возможность сдавать ЕГЭ дважды, пусть даже второй раз за это нужно будет заплатить порядка 1,5 тыс. рублей, и засчитывать лучший результат.

Шестая мера  отправлять задания части С на проверку в другой регион, и в этом учебном году руководство Минобрнауки обещает это сделать.

Есть и другие меры, которые неоднократно обсуждались в последние несколько лет на различных площадках. 

Практика проведения дополнительных экзаменов не должна расширяться

В проекте приказа Минобрнауки России об утверждении порядка приема в вузы на 2014\2015 учебный год, который сейчас проходит антикоррупционную экспертизу, пункт 22 гласит: «Организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний для поступающих на базе среднего общего образования следующие дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности». Наряду с направлениями и специальностями, где такие испытания обоснованы и понятны,  например, «Музыкально-театральное искусство» или «Журналистика», в списке появились «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Международные отношения», «Строительство», «Филология» и другие.

По мнению участников пресс-конференции, дополнительные испытания для тех, кто выбрал эти профессии, вряд ли имеют смысл. Непонятно, о каких именно экзаменах идет речь и что вузы собираются проверять с их помощью.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»

«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».

Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей

Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.

DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных

Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.

Студенты НИУ ВШЭ — среди лучших на Универсиаде по эконометрике

Студенты Высшей школы экономики приняли участие в международной Универсиаде по эконометрике, которую организует экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В число победителей вошли третьекурсники Антон Самокиш (Международный институт экономики и финансов ВШЭ) и Владислав Мартишевич (факультет экономических наук ВШЭ), среди призеров — четверокурсники Никита Горевой (ФЭН) и Галина Писарева (нижегородская Вышка).

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах

Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.