Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Слушатели познакомятся с основами научной коммуникации, попробуют определить стратегию формирования своей научной репутации и личного бренда и построят индивидуальную карту академической карьеры.
Особое внимание на программе уделено анализу имеющихся профессиональных компетенций, а также индивидуальной работе по академическому развитию и определению своей траектории.
Почему это важно
В условиях высокой конкуренции и динамично меняющихся требований к научной деятельности исследователям уже недостаточно сосредотачиваться только на проведении экспериментов и публикациях. Важно уметь ясно доносить свои идеи, презентовать результаты и активно включаться в профессиональное взаимодействие. Современная академическая карьера становится более гибкой и нелинейной: ученые все чаще переходят из науки в индустрию, образование или медиа, а специалисты из бизнеса возвращаются в университеты. Такие перемены открывают возможности для творческого самовыражения и построения индивидуальной карьерной траектории.
В этом контексте ключевым становится осознанное формирование своей идентичности как исследователя: выбор подходящего окружения, развитие экспертного имиджа и умение строить профессиональные связи. Неотъемлемой частью успеха становятся навыки самопрезентации, выстраивания коллабораций и стратегического управления своей карьерой.
Юлия Фалькович
Более 10 экспертов из разных научных областей работали над созданием курса, рассказала его руководитель, директор Центра научной интеграции Юлия Фалькович. «Каждый эксперт со своей позиции освещает важные навыки современного исследователя. Выпускники программы отмечают системность и структурированность материалов, что позволяет сориентироваться в сложном мире профессиональной науки и увидеть свое место в нем, — говорит Юлия Фалькович. — Мы заметили, что слушатели программы стали чаще обращать внимание на психологические аспекты своей академической жизни: синдром самозванца, эмоциональное выгорание, сложности с проявлением себя в публичном пространстве, потребность в наставничестве, этические вопросы использования ИИ в науке. Новая программа курса ориентируется на решение этих сложностей. Особое место в ней занимают практические групповые занятия с психологом и карьерным консультантом, а также индивидуальные консультации».
Формат обучения:
5 модулей, 64 академических часа;
видеолекции, которые можно осваивать в удобном графике;
2 практических занятия в онлайн-формате;
2 индивидуальные консультации по академическому развитию и карьерному ориентированию.
Слушатели завершают обучение защитой итогового проекта по составлению индивидуальной дорожной карты академического развития. По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.
Кому будет полезна программа:
студентам и аспирантам, которые хотят определить свою будущую академическую и профессиональную траекторию;
молодым ученым и преподавателям, которые стремятся укрепить научную репутацию и быть узнаваемыми экспертами в своей области;
всем, кто хочет сориентироваться в современной науке и вступить в академическое сообщество.
Старт программы — 22 сентября 2025 года. Поступить может любой желающий, имеющий или получающий высшее или среднее специальное образование. Ознакомиться с подробной программой обучения и ее экспертами, а также подать заявку можно на сайте программы.
11 сентября в 18:00 пройдет открытый вебинар программы «Кто я, если ИИ делает мою работу? Идентичность ученого в цифровую эпоху».
Вам также может быть интересно:
«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов
Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.
От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике
Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.
«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»
НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.
Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять
Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».
ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив
Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.
В Вышке создан Институт робототехнических систем
Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.


