• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ближайшие двадцать лет мир будет жестким»

12 марта Высшая школа экономики и Фонд «Либеральная миссия» провели круглый стол «Мировая экономика в эпоху глобализации».

Главные вопросы для дискуссии, предваряя работу круглого стола, обозначил научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. Какие перемены в мировой экономике произошли за последние тридцать лет? Каковы смысл и причины происходящих перемен? Можно ли говорить о смене стадий развития? Каковы различия в процессах, происходящих в развитых и развивающихся странах? И наконец, какие перспективы существуют для России, что можно ожидать в ближайшем будущем? Ответить на поставленные вопросы попытались участники круглого стола.

Сергей Алексашенко
Сергей Алексашенко
Открывший дискуссию директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко полагает, что за последние 20-30 лет человечество совершило колоссальный скачок в области прикладных знаний, и этот фактор — одна из движущих сил всей мировой экономики. Процесс глобализации приводит к падению значимости и роли государственных границ как таковых. Параллельно с этим последние десятилетия мир наблюдает радикальный подъем развивающихся стран. «Здесь, прежде всего, надо говорить о Китае, который стал «мировой фабрикой» по производству дешевой продукции. Вслед за Поднебесной идет Индия, в последнее время обращает на себя внимание Африка. Этот регион растет со скоростью 6% ВВП в год (за исключением совсем экзотических стран), а в Анголе рост ВВП достигает 20% в год, — отметил Сергей Алексашенко. — С точки зрения мировой экономики роль развивающихся стран будет расти. Подъемы многих сегментов рынка будут связаны именно с этими странами, однако стать во главе «экономики знаний» развивающиеся страны пока не смогут».

Что касается места России в мировой экономике, то оно, по мнению Сергея Алексашенко, пока под вопросом. В качестве возможных причин неопределенности он назвал «самоизолированность» России от всего остального мира, отсутствие серьезной государственной поддержки российской науки и заинтересованности российского бизнеса в научных разработках именно в нашей стране.

Президент Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) Евсей Гурвич, продолжая дискуссию, отметил, что главный урок, который Россия может извлечь для себя, наблюдая за успехом Китая, — важность долгосрочного мышления. Одним из ключевых факторов проведения успешной модернизации в стране является длительный горизонт мышления национальных элит. В качестве тормозящих экономику России факторов он назвал процесс глобализации и быстрое развитие финансовой системы, которая строится по принципу «приватизации прибыли» и «национализации убытков». Иными словами, всю прибыль получает непосредственно финансовый сектор, а убытки переносятся в целом на общество, страну.

Евсей Гурвич
Евсей Гурвич
«Обозревая последние тридцать лет, вряд ли можно говорить о том, что государство работает на граждан. И горизонт мышления российской элиты вряд ли выходит за рамки одного года. В качестве отягощающего фактора для России выступает выстраивание патерналистской модели отношений государства и граждан (система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим). Удивительно, но такая ситуация устраивает как власть, так и граждан. Потенциал экономического роста я оцениваю в среднем 3% ВВП в год. Главная опасность в необходимости найти баланс между реальными возможностями страны и гораздо большими амбициями», — заключил Евсей Гурвич.

Соглашаясь с ранее выступившими коллегами, Наталья Иванова, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), добавила, что успех Китая видится ей, прежде всего, в умелом копировании бизнес-моделей в области обрабатывающей промышленности. В сфере, предшествующей этапу инновационного развития, Поднебесная делает все очень быстро, однако о переходе Китая на более высокий уровень говорить пока не приходится. Далее Наталья Иванова обратила внимание на интересную ситуацию, складывающуюся в Африке. Сегодня китайцы, условно говоря, реализуют новый вид «колониализма в данном регионе», от которого местное население в восторге. Более того на сегодняшний день только Китай «серьезно занимается африканским континентом».

В свою очередь Виктор Полтерович, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН, знаковым событием последних лет считает кризис 2007-2008 года. Все крупные экономисты и западные политики, по его мнению, до 2007 года были абсолютно убеждены в невозможности глобальных кризисов в западном мире. Однако тот факт, что кризис все-таки разразился, говорит о необходимости пересмотра экономической политики. Как рассказал Виктор Полтерович, существует две теории возникновения кризиса. Определенная часть экономистов считает, что в основе кризиса лежит нерегулируемое функционирование финансовых рынков. Другая точка зрения ставит во главу угла перерыв в технологическом росте. «На мой взгляд, кризис начался еще в 2001 году, когда рухнули ценные бумаги на рынке IT-технологий. Эти деньги ушли на рынки жилья и ресурсов. При увеличении цен на жилье возросло его строительство, при этом колоссальное количество домов держится в качестве актива. В тот момент, когда экономические агенты понимают, что дальнейший рост цен невозможен, обнаруживается целый ряд невостребованных накопленных ресурсов. Такая схема позволяет объяснить возникновение кризиса, а выход из него я вижу, в первую очередь, в развитии новых технологий широкого применения. Скорее всего, надеяться нужно на нанотехнологии», — подчеркнул Виктор Полтерович.

Для того чтобы долгосрочное развитие в мире стало возможным, по мнению академика РАН, необходимо решить две проблемы. Во-первых, надо задуматься о следующей технологической революции, и второе — требуется институциональное переустройство глобального мира. В этом свете главным достижением XX века Виктор Полтерович считает формирование Европейского Союза (ЕС). По его словам, ЕС продемонстрировал возможность интеграции стран, которые столетиями враждовали друг с другом, и создал механизмы координации, которые на самом деле могут служить примером для остального мира.

Что касается России, то ей, как уже говорилось, необходимо научиться долгосрочному планированию. За образец, по мнению Виктора Полтеровича, можно взять систему планирования, которая работала в послевоенной Франции и Японии, а также с успехом осуществляется сейчас в Китае. В России система планирования постепенно внедряется, только вот «возникает вопрос, будет ли это система взаимодействия между государством, бизнесом и гражданским обществом, либо это будет система диктаторов?».

Алексей Михайлов, эксперт Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр) рассказал о статистических данных, которые показали, что за последние полвека темпы роста развитых стран неумолимо падают. В то время как развивающиеся страны, начиная с середины 1990-х годов, наоборот, демонстрируют резкий скачок. Бедные страны тоже начинают «пристраиваться» к экономическому росту. По словам эксперта, кризис 2008 года продемонстрировал сбой в механизме экономической модели развитых стран. Два значимых фактора, которые могли привести к этому, — инвестиции и игра с валютными курсами (заниженные и завышенные курсы). На графике, который продемонстрировал Алексей Михайлов, было видно, что развитые страны практически не инвестируют средства в свое дальнейшее развитие, а поддерживают уже достигнутый уровень. Развивающиеся и бедные страны напротив демонстрируют рост за счет повышения уровня инвестиций. Возникает вопрос: почему развитый мир тормозится и является ли это каким-то фундаментальным фактором? Алексей Михайлов видит причину в повышении склонности к потреблению. Среди других факторов он назвал рост долгов и эмиграции. На сегодняшний день, по словам эксперта, мировая экономика на 80% состоит из экономики услуг и именно с этим связан рост эмиграции. Отвечая на вопрос о причине повышения у развитого мира склонности к потреблению, Алексей Михайлов назвал демографию. Она, в свою очередь, дает два очевидных эффекта на экономический рост. Первый эффект количественный, по мнению эксперта, самый слабый. В бедных странах огромное количество детей-иждивенцев на одного работающего, весь доход тратится на них. В богатых странах ситуация противоположенная — нет детей, увеличение числа стариков-иждивенцев. Срединную позицию занимают развивающиеся страны (число иждивенцев на одного работающего минимально). В докладах ООН такая ситуация была названа «демографическим окном возможностей».

Однако, как считает Алексей Михайлов, намного более сильное влияние на экономический рост оказывает второй демографический фактор — старение населения. Бедные страны слишком бедны, чтобы сберегать и думать о будущем, богатые страны пришли к «ловушке изобилия» и постепенно переходят к «пенсионной экономике». Возможность сберегать и инвестировать имеют только развивающиеся страны и в этом смысле они находятся в коридоре экономического роста. Переход, по мнению эксперта, всегда происходит через кризис. Россия находится в процессе экономического перехода, неизбежно растет доля потребления.

Как считает председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, кризис показал, что трансформация сбережений в инвестиции не работает, потому что оценка экономических рисков оказалась крайне ненадежной. Также экономист полагает, что решающим фактором в распавшемся на части мире будет являться конкурентоспособность на глобальном рынке. А она, в свою очередь, определяется способностью вырабатывать продукцию, которую невозможно повторить (по крайне мере быстро). «Не нужно ждать легких решений, ближайшие двадцать лет мир будет довольно жестким», — подытожил Сергей Дубинин.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Open Air для будущих международников: стажировки в Африке, мобильность в Бразилии

В начале июля во внутреннем дворике на Малой Ордынке, где располагается факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, состоялся Open Air — ежегодный фестиваль образовательных программ бакалавриата #мирового_факультета. Как всегда, гости в расслабленной летней атмосфере общались с руководством факультета, преподавателями, студентами и выпускниками. Китайские иероглифы под мороженое, оригами и фотосессии, португальские десерты и корейские сувениры, турецкие сладости и африканские стикеры — только малая часть того, что попробовали или выиграли гости, продемонстрировав знания о том, как устроен мир.

Темпы роста мировой экономики могут оказаться одними из самых низких за последнюю четверть века

С 2022 по 2030 год ожидается, что среднегодовой темп роста мирового ВВП снизится примерно на треть по сравнению с теми темпами, которые были в начале XXI века, — до 2,2% в год (и даже ниже) против 3,2% в 2011–2021 годы и 4,0% в 2000–2010 годы. Такой прогноз приводится в докладе НИУ ВШЭ «Обзор актуальных прогнозов мировой экономики», который подготовлен в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

«Журнал будет интересен не только профессионалам»

Департамент мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ выпустил первый номер журнала «Современная мировая экономика». О принципах редакционной политики, приоритетных темах и отборе авторов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал один из главных редакторов нового издания, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

На международном форуме обсудили законодательные аспекты развития мировой экономики

4–5 июня в Москве состоялся международный форум «Развитие парламентаризма», в подготовке которого приняли участие эксперты ВШЭ. Экспертно-аналитическое сопровождение обеспечили сразу несколько исследовательских подразделений университета.

Посол Австралии в России Пол Майлер: «Мы оставляем дверь открытой»

15-16 ноября в австралийском Брисбене состоится очередной саммит G20. На встрече со студентами ВШЭ посол Австралии в России Пол Майлер рассказал о перспективах развития мировой экономики и о том, как могут быть нормализованы отношения Запада и России.

Продовольствие стало оружием

Способность обеспечить продовольствием себя и возможность поставлять излишки на экспорт становится фактором влияния государств на мировую экономику и политику, полагает помощник декана по международной деятельности факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алина Савельева. В докладе «Роль продовольственного потенциала в современной мировой экономике», представленном на XV Международной апрельской научной конференции в НИУ ВШЭ, автор рассматривает механизмы работы «продовольственного оружия».

Мировую экономику ждут изменения

Трансформация финансовой архитектуры, демографические проблемы, мировая энергетика и изменения климата — эти и другие проблемы рассмотрены в монографии «Мировая экономика в начале XXI века», которая вышла при поддержке Программы фундаментальных исследований ВШЭ.

Перманентная слабость институтов в ресурсной экономике требует постоянного внимания к их совершенствованию

Министры финансов и главы центробанков G20 договорились ориентироваться на ускорение роста мировой экономики на 2% в ближайшие пять лет. Заместитель директора Института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов объяснил, какие меры могут обеспечить этот рост.