Семь поправок в закон «Об образовании»
13 ноября в Общественной палате (ОП) РФ состоялись слушания в рамках общественной экспертизы проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых приняли участие ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования ОП РФ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Обсуждались предложения по финальной доработке законопроекта ко второму чтению в Госдуме.
Работа над интегрированным законом «Об образовании в Российской Федерации» ведется с 2010 года. За этот период Общественная палата провела несколько обсуждений документа, по итогам которых были подготовлены сотни поправок. Прежде всего, они касались обеспечения гарантий модернизации образования в России и защиты прав участников образовательного процесса. И сегодня, по оценке Ярослава Кузьминова, законопроект в очень большой степени отражает позицию участников совещаний и членов рабочих групп, сформированных Общественной палатой.
Месяц назад Госдума приняла законопроект в первом чтении. И если до этого свои предложения по его совершенствованию мог вносить каждый гражданин (для этого был создан специальный сайт в интернете), то теперь это могут делать только обладатели права законодательной инициативы. По выражению члена Общественной палаты, директора московского Центра образования № 548 и доцента ВШЭ Ефима Рачевского, простые граждане могут разве что «отловить какого-нибудь депутата, сказать: я придумал вот это, — а тот побежит в Думу и предложит». Правом законодательной инициативы обладает и Общественная палата — до 17 ноября она должна сформулировать окончательный вариант поправок, направив экспертное заключение в Госдуму.
При подготовке этого заключения были обработаны предложения, поступившие из общественных организаций в сфере образования, региональных общественных палат, региональных органов управления образованием. Не подлежали рассмотрению благие пожелания, критика положений законопроекта без вариантов решений и предложения, противоречащие основным программным документам в сфере образовательной политики. В итоге было проработано более 200 содержательных поправок.
В своем выступлении Ярослав Кузьминов назвал семь основных новаций, способствующих дальнейшей модернизации образования, которые Общественная палата предлагает внести в законопроект ко второму чтению.
Во-первых, в закон нужно включить норму, которая запрещает прием на первый курс за счет бюджетных средств абитуриентов, не имеющих достаточного общеобразовательного уровня по профильным предметам. Только так можно вылечить болезнь российской высшей школы, где на сложные образовательные программы поступают «глубокие троечники». Это приводит к профанации образования, так как обычно эти люди недоучиваются. Сейчас право устанавливать минимальный порог баллов ЕГЭ для абитуриентов передано вузам, им пользуются немногие, но оно должно быть и у учредителей образовательных организаций.
Во-вторых, необходим прямой законодательный запрет на проведение промежуточной и итоговой аттестации по программам дошкольного образования. Введение любого стандарта приводит к тому, что мы начинаем измерять соответствие этому стандарту, но во всем мире педагоги и детские психологи убеждены, что единая аттестация вредна даже для младших школьников и недопустима для дошкольников. Она разрушает детскую психику, способствует формализации отношения к образовательным программам, когда начинается погоня за показателями. И хотя мы не можем избежать такого рода формализации на более высоких уровнях, в законе нужно поставить преграду таким рискам для дошкольного образования.
В-третьих, предлагается расширить право учащихся, их родителей и законных представителей на получение информации об образовательных организациях. «Обязательный пакет прозрачности» существует и сегодня — правительство приняло постановление, обязывающее образовательные учреждения размещать информацию на своих сайтах, но за этим сложно уследить сверху, информация зачастую раскрывается формально. Поэтому потребителям образовательных услуг необходимо официальное право запрашивать любую информацию об образовательном учреждении, за исключением той, которая ограничена законом «О персональных данных».
Четвертое предложение Общественной палаты — запретить педагогам проведение платных индивидуальных занятий с учащимися той организации, где они работают. Это самая громкая и скандальна тема в проекте закона — «по детективным причинам» это положение регулярно исчезает из текста проекта, хотя фактически запрещает учителю вымогать деньги у детей из собственного класса. Как пояснил заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, против этой нормы возражал Минюст, так как непонятны механизмы ее реализации. Однако, по мнению Ярослава Кузьминова, норма в законе нужна: мы должны полностью исключить такие ситуации, как бы красиво они ни маскировались.
Пятое предложение касается права коммерческих организаций на реализацию программ профессионального образования. Это позволило бы государству привлекать к подготовке квалифицированных исполнителей по основным образовательным программам учебные центры крупнейших компаний, владеющих востребованными на рынке технологиями. Ведь учреждения начального и среднего профессионального образования, где такие программы реализуются, зачастую работают на старых технологиях, которые на рынке не присутствуют. Речь идет не о приватизации образования, а наоборот — о вторжении образования в сферу реально существующих на рынке технологий, к тому же оплачивать учебу, как и в случае с профессиональными колледжами и техникумами, будет бюджет соответствующего уровня.
Шестое предложение Общественной палаты — ввести в закон норму, предусматривающую независимую государственную аттестацию выпускников вузов. Это должна быть норма отложенного действия — с 2016 года, но конкретизированная, чтобы не допускать ситуацию, когда «для госэкзамена ищут знакомого в другом вузе, отвозят ему дипломы, и он на них расписывается».
И, наконец, ведущим университетам, чья репутация не вызывает сомнений, нужно предоставить право самостоятельно принимать решения о признании документов о высшем образовании, ученых степенях и званиях иностранных государств для зачисления студентов и принятия на работу преподавателей. Сложилась анекдотическая ситуация, когда мы каждый год горделиво признаем релевантными документы об образовании, выданные университетами из топ-300 международных рейтингов, в который входит только один российский вуз — МГУ имени М.В. Ломоносова. Решения о том, стоит ли признавать документы конкретного зарубежного вуза, ведущие университеты смогут принимать более обоснованно, нежели чиновники.
Комментируя поправки, предложенные ректором ВШЭ, заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко (в должности статс-секретаря — заместителя министра он курировал подготовку законопроекта с февраля 2011 года по май 2012 года) отметил, что с абсолютным большинством предложений министерство согласно. Они должны быть отражены в законопроекте в той или иной степени, хотя можно спорить о конкретных формулировках. По его мнению, стоит более подробно обсудить тему реализации основных образовательных программ в коммерческих организациях — ведь их целью является извлечение прибыли, а образовательная организация должна быть бесприбыльной.
Затем на слушаниях выступили руководители трех экспертных групп, участвовавших в доработке законопроекта, — Ефим Рачевский (дошкольное и общее образование), ректор Московского инженерно-физического института Михаил Стриханов (профессиональное образование) и Исак Фрумин (рабочая группа Ассоциации ведущих университетов России).
Общее впечатление Ефима Рачевского от работы с предложениями граждан сводилось к тому, что «значительная часть что-либо предлагающих и отрицающих не читала законопроект, примерно 60-70 процентов тех, кто пишет о законопроекте, тоже его не читали». Зачастую поступают заведомо невыполнимые предложения. Так, в законе не может быть статьи о том, что если в общеобразовательной школе преподаются основы духовной культуры, связанной с религиозной этикой, эти программы должны проходить аккредитацию в религиозных организациях. Не может быть принято и предложение профсоюза работников общепита о том, что организацией питания в образовательных учреждениях должны заниматься специально созданные государственные и муниципальные структуры. В целом, по мнению Ефима Рачевского, при подготовке закона нельзя упустить важные моменты, чтобы его не постигла судьба закона «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года, который оброс таким количеством поправок, что его невозможно читать.
Главное предложение от Ассоциации ведущих вузов России Исак Фрумин сформулировал так: существенно расширить свободу ведущей группы российских вузов для обеспечения глобальной конкурентоспособности нашего образования. Ведь в условиях очевидной необходимости унификации требований без свободы маневра для передовых школ и вузов — большой экспериментальной площадки — в системе образования не будет инноваций и развития. Ведущим вузам сегодня разрешено принимать свои образовательные стандарты, и эту норму нужно распространить на другие уровни образования: например, специализированные научно-учебные центры при Московском или Новосибирском университете должны иметь право работать по уникальным образовательным программам. Ведущие университеты должны иметь возможность открывать свои школы. Власти субъектов Федерации должны получить право выступать в качестве учредителей вузов и финансировать подготовку студентов за счет региональных бюджетов.
Еще одно предложение Ассоциации ведущих вузов России касается иностранных студентов. На сегодняшний день количество бюджетных мест для них регулируется квотой, поскольку «и нашим детям мест не хватает». Однако если рассматривать привлечение иностранных студентов в страну не как экспорт образования, а как импорт талантов, — нет лучшего механизма «одомашнивания» талантов, чем образование, — нужно разрешить свободно принимать молодых людей из иностранных государств на бюджетные места, по крайней мере, в ведущих вузах. По мнению Исака Фрумина, это обеспечит приток талантов в Россию.
Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ
__________________________________________________________________
В СМИ по теме:
Более 20 поправок к законопроекту об образовании обсудили в ОП РФ // РИА Новости, 13 ноября 2012
Общественная палата предложила Госдуме запретить преподавателям заниматься репетиторством // Ведомости, 14 ноября 2012
Закон обо всем и навсегда? // Наука и технологии России (STRF.ru), 14 ноября 2012
Образовательный стандарт: поправки от ОП РФ // Трибуна Общественной Палаты, 14 ноября 2012
За честный ЕГЭ // Независимая газета, 20 ноября 2012
Вам также может быть интересно:
«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»
В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал
На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.
Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать
6 февраля исполняется год со дня смерти Эдуарда Днепрова — ординарного профессора ВШЭ, первого министра образования постсоветской России. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ, приуроченного к этой дате и проведенного в аудитории, названной именем Эдуарда Днепрова, обсуждали, какие его идеи удалось воплотить в жизнь, какие уроки проведенной им школьной реформы актуальны сегодня.
Измеряйте, доказывайте и управляйте образованием
Во всем многообразии магистерских программ, предлагаемых Вышкой, есть и такие, которые — на первый взгляд — похожи друг на друга. Но именно на первый взгляд. Поможем абитуриенту разобраться и понять, какая из программ ему больше подойдет. Начнем с магистерских программ по образованию.
В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
Каким должно стать школьное образование к 2020 году?
22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.
Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия
3 февраля в Высшей школе экономики состоялась встреча ректоров вузов-участников программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Обсуждались возможности преодоления финансовых, нормативных и прочих ограничений, а также перспективы сетевого взаимодействия.
Закон «Об образовании в РФ» ругают те, кто его не читал
24 января депутат Госдумы Александр Дегтярев прочитал в Институте образования ВШЭ лекцию на тему «Формирование институциональной основы современной политики модернизации российского образования».
Олимпиадникам утвердили проходной балл
Ректорское сообщество наконец согласовало новые правила поступления в вузы победителей и призеров олимпиад школьников. С 2014 года олимпиадники смогут претендовать на льготы при поступлении при наличии как минимум 65 баллов по результатам ЕГЭ по тому школьному предмету, который соответствует выбранной олимпиаде.
Многие рейтинги в образовании задают ложные ориентиры
24 декабря на заключительном в 2013 году семинаре Института образования ВШЭ обсуждались рейтинги и их роль в российском образовании. Эксперты пришли к выводу, что культура составления рейтингов в России пока оставляет желать много лучшего.