«Я продолжу популяризировать НИУ ВШЭ среди студентов и преподавателей за рубежом»
Выпускники МИЭМ НИУ ВШЭ Дарья Смусева и Иван Малахов встретились в Вышке, поженились и сейчас учатся на PhD в технологическом университете Ca’ Foscari. Они рассказали в интервью о том, как проходит их учеба в Венеции, о местной бюрократии и изучении итальянского языка, а также о научной деятельности в области блокчейна.
— Как вы познакомились?
Иван: Это произошло еще заочно, как только выложили списки потока. Все первокурсники начали добавляться в созданную беседу во «ВКонтакте». Так мы подружились и заранее договорились быть в одной группе. Когда началась учеба, мы друг друга уже хорошо знали, много общались. Со временем из лучших друзей мы стали парой, а поженились перед вторым курсом магистратуры и медовый месяц провели уже в Венеции.
— Когда у вас появилось желание поучиться за рубежом?
Дарья: Нам всегда было интересно съездить за границу, посмотреть жизнь, узнать, какое образование там. Думали об этом еще в бакалавриате, но тогда Ваня был на военной кафедре. И только в начале второго курса магистратуры мы уехали по академической мобильности в Италию.
— Почему именно Италия?
Иван: Мы учились в магистратуре на программе «Компьютерные системы и сети» по специализации «Информационно-аналитические системы». Нам надо было найти университет, в котором мы сможем заменить текущие курсы на аналогичные. Вышка предоставляла довольно широкий выбор университетов, но большинство из них были гуманитарными или не совпадали с нашим направлением. Нам удалось составить список из трех вузов: в Венеции (Ca’ Foscari), в Норвегии и в Финляндии. В конкурсе на академическую мобильность мы поставили в приоритет Ca’ Foscari, так как всегда мечтали пожить в Венеции и узнать местную жизнь изнутри. В итоге нам повезло: мы выиграли два места именно сюда.
— Расскажите, как вы поступили на PhD в этот университет?
Иван: В Ca’ Foscari на одном из курсов мы были среди лучших студентов, профессор нам поставила 30+ по 30-балльной шкале. Перед возвращением в Россию мы решили попросить ее написать нам рекомендательные письма на поступление в аспирантуру. Даша хотела поступать в академическую аспирантуру в НИУ ВШЭ. Также мы рассматривали поступление на PhD в США. Когда мы пришли с этой просьбой к профессору, она с радостью написала рекомендательные письма и при этом стала горячо рассказывать про местное научное сообщество, предложив рассмотреть поступление на PhD в Венецию.
Дарья: Нам действительно понравился университет Ca’ Foscari. И мы были рады узнать, что здесь также есть PhD-программы и даже были доступны несколько мест со стипендией. Более того, нам очень понравилась жизнь в Венеции: климат, итальянская кухня, архитектура, передвижение на местном водном транспорте вапоретто. Мы решили попробовать и начали готовиться к конкурсу. Предстояло подготовить сильные заявки, так как мы хотели получить места со стипендией, а их оказалось всего четыре. Помимо двух собеседований, мотивационного письма и описания будущего проекта, надо было предоставить резюме. К счастью, наши резюме получились очень весомыми, так как в процессе обучения в НИУ ВШЭ мы вели активную студенческую жизнь и всегда занимали высокие позиции в рейтинге студентов, с большим количеством научных статей и победами во многих конкурсах. Мы были стипендиатами Президента РФ по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (Дарья в 2016/17 учебном году, Иван в 2017/18-м. — Ред.). Я в 2018 году победила в конкурсе «Серебряный птенец». Также мы были многократными получателями повышенной государственной академической стипендии (ПГАС) за общественную, научную и учебную деятельность. По итогам конкурса на поступление на нашу программу PhD опубликовали рейтинг студентов по набранным баллам. В списке из 30 человек наши имена стояли в числе первых, и это значило, что места со стипендией наши.
— С какими трудностями вы столкнулись в Италии?
Иван: Местная бюрократия. Для того чтобы жить в стране больше определенного срока, требуется вид на жительство. Процесс его получения невыносимо долгий, занимает около полугода. В первый раз мы получили вид на жительство, только когда уезжали из страны. Даже сейчас, когда мы учимся здесь на PhD, нам приходится каждый год его продлевать, каждый раз ожидая его по полгода. Во время ожидания мы невыездные в другие страны, но, к счастью, в это время мы можем съездить на каникулы в Россию и вернуться обратно.
Дарья: Еще стоит отметить, что Россия, по крайней мере Москва, намного лучше развита в технологическом плане, чем Италия, в которой не получится с телефона разобраться в каких-то бюрократических вопросах, у банков нет удобных приложений, вызвать такси сложнее. Если нужно решить какой-нибудь вопрос, то нужно либо лично идти, либо звонить по телефону. Итальянцы не видят смысла в такой цифровизации всего.
— Какие отличия в образовании вы заметили?
Дарья: В образовании здесь немного другой подход. Здесь нет групп, как мы привыкли. Вы сами составляете весь свой учебный план, сами выбираете курсы, которые хотите посещать. Главное — набрать нужное количество кредитов и определенное количество курсов по специальности. Можно посещать абсолютно любую лекцию, любой предмет. А чтобы предмет считался пройденным, надо записаться на экзамен.
— Языковой барьер сильно мешает?
Дарья: Стоит отметить, что здесь весь бакалавриат еще на итальянском, а аспирантура и магистратура полностью на английском языке. Мы знали английский на неплохом уровне, и за время обучения в Италии мы подняли уровень английского языка с B2 до C2. Сейчас мы свободно читаем научную литературу, пишем статьи и помогаем профессорам в качестве ассистентов.
Иван: Что касается итальянского языка, перед приездом мы даже не были с ним знакомы. Но для повседневной жизни нам пришлось его выучить на должном уровне. На днях мы сдали языковой экзамен, и у меня сейчас уровень С2, а у Дарьи B2, так как она была год в декрете и в это время учебный процесс был на паузе. Начиная с уровня B2, можно преподавать на итальянском языке, и я так уже полгода преподаю линейную алгебру. Сначала шло очень сложно, так как заново, уже на третьем языке, нужно было выучить все определения и понятия. Случалось, на родном русском языке сложно сформулировать что-то, а тут нужно еще и на итальянском, и так, чтобы тебя понимали.
Дарья: Нам еще повезло: мы живем в палаццо у итальянской семьи и у нас всегда была возможность с ними практиковать язык. А так, конечно, итальянский язык нужен везде — в магазинах, публичных местах и при решении всяких бюрократических вопросов. Последнее вначале было особенно сложно, так как на английском нас почти никто не понимал, приходилось просить друзей помочь. Но сейчас мы уже сами прекрасно справляемся.
— Расскажите про свою нынешнюю научную деятельность.
Иван: Вообще говоря, мы занимаемся моделированием систем и дальнейшей оценкой полученных моделей, наша область применения — это блокчейн-сети. Я специализируюсь на Bitcoin, самой популярной сейчас блокчейн-сети, а Даша — на Ethereum. Мы моделируем и анализируем различные процессы, происходящие в блокчейне, и, исходя из полученных данных, предлагаем свои решения по улучшению эффективности, надежности данных систем.
Дарья: И безопасности. Система блокчейна нужна для того, чтобы внесенные данные нельзя было просто взять и изменить. Это нашло свое применение в финансовой, банковской сфере, сейчас находят способы применения в медицине, бизнесе и других областях. И на данный момент система не гарантирует, что ваши записанные данные не будут изменены. То есть если кто-то захочет, то при некоторых обстоятельствах он сможет изменить эти данные. И мы ищем и исследуем эти крайние ситуации, как их избежать и как сделать их возникновение вообще невозможным. К примеру, с самого начала появления Bitcoin в его документации было указано, что нет гарантии защиты, если у одного из майнеров, то есть владельцев вычислительных структур, отданных под блоки блокчейна, будет больше 50% мощности всей сети.
— Чем планируете заниматься в скором будущем?
Дарья: Я очень люблю мой текущий университет.
При этом я с трепетом отношусь к любимой Вышке. Верю, что здесь самое передовое образование в России
Я безмерно рада, что когда-то выбрала именно НИУ ВШЭ. Я почти три года работала в 3D-лаборатории на базе МИЭМ и даже после переезда в Венецию не смогла проститься с Вышкой: уже больше года работаю в НИУ ВШЭ в качестве представителя в Венеции на базе Ca’ Foscari. Поэтому в будущем планирую продолжать популяризировать НИУ ВШЭ среди студентов и преподавателей за рубежом, открывать новые возможности сотрудничества и реализовывать совместные международные проекты.
Что касается учебы, Ваня уже будет выпускаться через год, а мне еще остается два, так как я год была в декрете. Недавно нас пригласили в Англию в Newcastle University на один исследовательский проект. Надеемся, что у нас получится съездить туда в ближайшее время на 3–6 месяцев.
Иван: Окончив обучение на PhD, в ближайший год я планирую пойти на постдока (постдокторантура) сюда же, в Ca’ Foscari. Буду продолжать преподавать и заниматься наукой. Мы не исключаем, что в дальнейшем продолжим академическую карьеру, так как нам нравится заниматься наукой и хочется внести свой вклад в деятельность мирового научного сообщества.
— Что бы вы посоветовали нынешним студентам?
Дарья: Не бойтесь пробовать новое. Даже если не получилось один раз, пробуйте еще и еще. Успех измеряется не только результатом, но и количеством попыток. Также советую не стесняться и знакомиться с лидерами в области ваших интересов. Не бойтесь пригласить на чашку кофе сотрудника любой интересующей вас компании, особенно если он выпускник Вышки. Может быть, в будущем его рекомендация вам пригодится.
Материал подготовил Константин Михайлов, 1-й курс МИЭМ НИУ ВШЭ