«Дистанционный формат создает более комфортную атмосферу для получения знаний»
В рамках проекта «Цифровые профессора» курс «Визуальность в современной культуре» и научно-исследовательский семинар (НИС) для студентов факультета гуманитарных наук ВШЭ в 2020/21 учебном году провела Альмира Усманова — профессор Европейского гуманитарного университета (Вильнюс). Чему научились ее студенты и как ей удалось войти в число лучших преподавателей ВШЭ, она рассказала в интервью новостной службе портала.
— Альмира Рифовна, в профессиональном сообществе вы известны своими публикациями в области визуальной культуры, гендерных исследований, советской и постсоветской культуры, теории и истории кино, а также семиотики. Как удается охватить столь широкий спектр научных направлений?
— По образованию я философ, однако мои научные интересы лежат в сфере междисциплинарных исследований, и на то есть несколько причин.
Во-первых, моя кандидатская диссертация была посвящена семиотике Умберто Эко, а чтобы работать с его идеями, нужно быть хорошо знакомым с лингвистикой и различными семиотическими традициями, историей и историографией средневековой культуры, постструктуралистской философией, медиатеорией, политической историей Европы, литературоведением второй половины XX века, авангардистским искусством и так далее.
Альмира Усманова
Во-вторых, междисциплинарная оптика часто приобретается благодаря опыту работы в разных странах, институциях, академических сообществах и мультикультурной (полиязычной) среде, то есть благодаря академической мобильности. У меня была возможность жить и работать в разных странах Европы и в США, стажироваться в престижных исследовательских институтах, участвовать в международных исследовательских проектах. Европейский гуманитарный университет — мое основное место работы — был и остается местом встречи разных культур и академических традиций.
В-третьих, такие области знания, как визуальные или гендерные исследования, по определению междисциплинарны, и, когда включаешься в это поле, не можешь оставаться на «безопасной» территории одной дисциплины, будь то философия, история, антропология или социология.
— Вы сотрудничали с Вышкой на протяжении академического года. Чему были посвящены ваши занятия?
— Меня пригласили в качестве преподавателя магистерской программы «Визуальная культура». Я давно занимаюсь темой современной визуальной культуры, и в Вышке у меня появилась возможность объединить все свои знания и интересы в один большой курс, рассчитанный на четыре модуля, то есть на целый год.
За это время я познакомила студентов с различными теоретическими подходами и методологиями анализа (семиотика, психоанализ, гендерная теория, постколониальные исследования, постструктурализм, постмарксизм и так далее). Мы обсудили, как эти подходы могут применяться в изучении различных визуальных феноменов, глобальной медиакультуры и визуальной повседневности постсоциалистических обществ.
Для меня было важно, чтобы прочитанные тексты пригодились студентам в их собственных научных исследованиях. И это удалось. Я в этом убедилась, когда мы обсуждали их курсовые проекты.
— Все занятия вы проводили дистанционно. В чем, на ваш взгляд, особенности такого формата, его преимущества и недостатки?
— Каких-либо сложностей это не вызвало. Напротив, в такой коммуникации очень много плюсов — например, более высокая степень интерактивности и демократичности общения. Можно обмениваться сообщениями и полезными ссылками в чате, задавать вопросы устно или письменно, при необходимости включать демонстрацию экрана.
В обычных аудиторных условиях у преподавателя уходит немало времени на то, чтобы познакомиться с группой и запомнить всех студентов по именам, а при использовании платформ для онлайн-занятий эта проблема снимается. Так что дистанционный формат обучения создает более комфортную атмосферу для получения знаний.
— Каковы ваши впечатления от общения со студентами Вышки? Как вы оцениваете уровень их знаний, готовность к научным исследованиям?
— Мне очень понравились магистранты, у которых я вела курс: открытые и доброжелательные, с различным профессиональным и академическим опытом, очень мотивированные и к учебе, и к исследованиям.
У меня была возможность лучше узнать их интересы в рамках научно-исследовательского семинара и совместной работы над курсовыми. Я увидела в них огромный потенциал и очень надеюсь, что некоторые продолжат заниматься своими темами уже на уровне PhD.
— По итогам академического года студенты выбрали вас одним из лучших преподавателей ВШЭ. Насколько важна для вас студенческая оценка? Способствует ли обратная связь совершенствованию образовательного процесса?
— Преподавателю всегда важно получить фидбэк от студентов. Критические замечания позволяют задуматься, что стоило бы изменить в содержании и дизайне курса, в формате работы или способах коммуникации, чтобы сделать курс лучше и интереснее. Высокая оценка со стороны студентов является индикатором эффективного взаимодействия, хорошей групповой динамики, а главное — полезности полученных знаний. Мне было очень приятно узнать, что студенты так высоко оценили нашу совместную работу и мой профессиональный опыт.
Фидбэк полезен и для администрации образовательных программ, поскольку помогает скорректировать учебный план, оптимизировать организационные аспекты учебного процесса, пересмотреть, если нужно, кадровую политику. Конечно, все это имеет смысл, если в опросах участвует большинство студентов, прошедших курс. В Вышке репрезентативности опросов уделяют серьезное внимание, так что результаты отражают реальное положение вещей.
Илья Инишев, академический руководитель магистерской программы «Визуальная культура»
Альмира Усманова — одна из ведущих исследовательниц в области визуальной культуры, социально-критической теории и социологии гендера. Она создательница и руководительница первой программы по культурным и визуальным исследованиям в Центральной и Восточной Европе, активная участница множества международных исследовательских проектов в сфере современных культурных исследований. Приглашение ее в качестве преподавателя заметно усилило кадровый состав нашей программы и поспособствовало нашему знакомству с актуальными исследовательскими инициативами в области современных визуальных исследований. В настоящее время мы ведем работу над созданием программы двойных дипломов с Европейским гуманитарным университетом в Вильнюсе.
Татьяна Перепелкина, студентка магистерской программы «Визуальная культура»
Альмира Рифовна обладает не только невероятным объемом знаний, но и большим сердцем. Под ее руководством я писала курсовую работу «Гастрономический театр в эпоху мультимедиа», хотя направление гастрономии и food studies не слишком популярны в российском научном поле. Все вопросы мы обсуждали дистанционно — сегодня это довольно комфортный и оперативный формат работы. Альмира Рифовна подсказывала, направляла, присылала статьи по электронной почте. Благодаря НИС, который она вела, не только у меня, но и у других студентов произошел «квантовый скачок» в качестве курсовых. И сейчас мы с Альмирой Рифовной вплотную работаем над ВКР.
Яна Аджави, студентка магистерской программы «Визуальная культура»
Моя курсовая работа была посвящена феномену флешбэка в контексте американской мультипликации, и моим научным руководителем стала Альмира Рифовна — великолепный преподаватель, очень умная, образованная, интересующаяся женщина, с которой приятно общаться. Пары с ней — самые чудесные пары. Вместе с ней планирую работать над дипломом. При выборе научного руководителя важна не только степень его компетентности, интереса и уровень понимания выбранной области, но и личное к нему отношение, возможность наладить эффективное и комфортное общение. Работа над курсовой в формате онлайн удобна: вопросы и готовые тексты можно отправлять по почте, легко вносить правки и вести коммуникацию.
Инишев Илья Николаевич