• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

© Высшая школа экономики

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью

Михаил Густокашин

О работе с талантливыми абитуриентами

На ФКН я работаю с сентября 2014 года, но и до этого я помогал Вышке, например, с определением льгот при поступлении для лауреатов олимпиад. До этого я много лет преподавал школьникам информатику и готовил их к соревнованиям, разрабатывал задачи для московских олимпиад и участвовал в их проведении.

За десять лет уровень поступающих к нам абитуриентов значительно вырос, а количество участников студенческих олимпиад по программированию в Вышке увеличилось примерно в семь раз. В то же время гораздо шире распространились стажировки в компаниях, и если раньше это было редкостью, то сейчас многие студенты стажируются летом и даже в течение учебного года.

Наша работа с олимпиадниками начинается задолго до их поступления на ФКН. Мы сделали онлайн-курсы по языкам Python и C++ для школьников, проводим летнюю школу по компьютерным наукам для школьников (совместно с центром «Стратегия»), школу для учителей информатики, олимпиады для школьников и многое другое. Таким образом, к нам поступают уже очень сильные ребята, которые сразу же могут выступать на студенческих соревнованиях. 

О подготовке студентов к олимпиадам

Мы стараемся поощрять участников соревнований с момента поступления. Первокурсники могут претендовать на стипендию для олимпиадников (для победителей и призеров ВсОШ) или стипендию для медалистов Международной олимпиады школьников. Студенты же, прошедшие в полуфинал Международной студенческой олимпиады по программированию, получают стипендию за успехи в спортивном программировании.

Подготовка студентов состоит из трех основных частей: теоретические знания они получают на курсе «Алгоритмы и структуры данных», практические тренировки в составе команды проходят в основном на сборах, также студенты тренируются самостоятельно.

Еще студенты разрабатывают задачи для олимпиад школьников — это тоже очень полезно с точки зрения понимания внутреннего устройства задач по алгоритмическому программированию. Лучший способ глубоко разобраться в чем-либо — объяснить другому, поэтому мы всячески поддерживаем студентов, которые хотят учить школьников как на факультетских проектах, так и в рамках нашего взаимодействия с партнерами.

Соревнования по программированию — дело исключительно добровольное и открытое. Практически на всех соревнованиях существуют отборочные этапы, в которых могут принять участие все желающие. Есть соревнования, в которых выбрать участников должен университет, — в таких ситуациях мы в первую очередь предлагаем участвовать тем, кто активно тренируется, ездит на сборы и другие соревнования.

Например, в первом этапе (1/8 финала) Международной студенческой олимпиады по программированию (ICPC) сезона 2023/24 от ФКН участвовали почти 500 студентов. На следующих этапах существует ограничение по количеству команд от университета, а в финальный этап проходит только одна команда из трех студентов. 

International Collegiate Programming Contest (ICPC) — самые престижные студенческие соревнования по программированию, которые проводятся с 1970-х годов. Российские университеты начали участвовать в этих соревнованиях в 1990-х годах, а в начале 2000-х впервые приняла участие Вышка. В различных этапах соревнований участвуют более 3000 университетов, в финальный этап выходит около 150 команд, по одной от университета. 12 лучших команд получают медали.

Многие компании мечтают нанять победителей и призеров олимпиады, а для университета регулярное получение медалей на ICPC — это показатель высокого качества, наряду с международными рейтингами. Когда компании выбирают себе партнеров среди университетов, то во многом ориентируются на результаты ICPC, ведь регулярные победы команды из трех человек означают, что сотни или даже тысячи студентов университета хорошо владеют алгоритмами и структурами данных. Сотрудничество с такими университетами принесет компании большую выгоду.

Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной для студентов: например, им не надо отчитываться в бухгалтерии о поездке на соревнования, мы сами покупаем им билеты заранее. Мелочь, но из таких мелочей и складывается успех.

Пока у нас не получилось сделать такое соревнование, в котором задачи будут в большей степени соответствовать реальным вызовам в индустрии, — входной порог на такого рода соревнования очень высокий, и оптимальную схему проведения еще предстоит придумать. Будем пытаться.

Об участии в соревнованиях 

Главное же, что есть на ФКН, — это сообщество, где можно легко найти себе команду, в которой все будут иметь соответствующий уровень и одинаковое отношение к процессу подготовки. Людей у нас очень много, найдутся сокомандники на любой вкус.

Конкуренция очень высокая, но особенно приятно, что на начальных этапах соревнований достойно выступают и те студенты, которые не занимались олимпиадами в школе. Их результат достигнут именно благодаря обучению на ФКН 

Даже у победителя Всероссийской олимпиады школьников по информатике, поступающего на ФКН, шансы попасть в финал ICPC далеко не стопроцентные. Это может демотивировать. Другой проблемой является то, что многие ИТ-компании очень хотят нанять таких сильных студентов, пригласить их на стажировку и занять полезным для компании делом. Соблазн велик, ведь это и опыт работы, и достойная оплата. Стипендия за успехи в спортивном программировании помогает частично побороть этот соблазн.

Подготовка к серьезным соревнованиям — это не меньше 10–20 часов в неделю, что сравнимо с затратами времени на стажировку. А кроме этого есть и учеба, где нет поблажек даже для олимпиадников.

Само участие в соревнованиях — это очень напряженный процесс, ведь от наших ребят ждут высокого результата. В любом случае, элемент везения есть везде, но мы стараемся, чтобы ребята чувствовали себя спокойнее. Это не менее важно, чем уметь решать задачи.

Подготовка студентов к олимпиадам по программированию — это не тупиковый путь. Те навыки, которые можно получить на соревнованиях, очень полезны в настоящей работе, и охота компаний за победителями соревнований это подтверждает. 

Так или иначе столкнуться с элементами спортивного программирования придется каждому студенту ФКН. На курсах по программированию и алгоритмам и структурам данных используется та же система подготовки, что и на соревнованиях по программированию, а самые сложные задачи в домашних заданиях вообще взяты из соревнований прошлых лет. Так что каждый наш студент готов участвовать в соревнованиях, по крайней мере начального уровня.

© Высшая школа экономики

Рост популярности соревнований и опыта подготовки к ним приводит к тому, что появляются очень сложные и специализированные задачи, оторванные от реальности. Очень маловероятно, что в практической разработке встретится необходимость реализовывать алгоритм 3Д-Мо или использовать какую-то редкую математическую аксиому. Подготовку к решению таких задач уже можно назвать профессиональным спортом, который несет мало практической пользы для будущей карьеры. Это неизбежно, но этого хотелось бы избежать.

Вряд ли спортивное программирование станет зрелищным видом спорта, таким как футбол. Но польза от занятий спортивным программированием для будущей карьеры однозначно есть: уже сейчас многие ИТ-компании проводят отбор кандидатов по правилам и задачам, очень похожим на те, что в соревнованиях. Например, в «Яндексе», чтобы попасть на собеседование, необходимо пройти контест, демонстрационный вариант которого открыт для всех желающих. Так что количество тех, кто может участвовать в соревнованиях, будет расти, и их интерес к спорту высоких достижений тоже. Необходимые и полезные элементы алгоритмического программирования будут все сильнее внедряться в основные образовательные курсы.

Вам также может быть интересно:

Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»

«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».

Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей

Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.

DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных

Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.

Студенты НИУ ВШЭ — среди лучших на Универсиаде по эконометрике

Студенты Высшей школы экономики приняли участие в международной Универсиаде по эконометрике, которую организует экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В число победителей вошли третьекурсники Антон Самокиш (Международный институт экономики и финансов ВШЭ) и Владислав Мартишевич (факультет экономических наук ВШЭ), среди призеров — четверокурсники Никита Горевой (ФЭН) и Галина Писарева (нижегородская Вышка).

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах

Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Я — профессионал»: как пройти стажировку на олимпиаде

Стартовала стажерская программа Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Участие в программе дает возможность учащимся вузов разных направлений попробовать свои силы и на три месяца стать частью команды интеллектуальных состязаний. «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.