«Не пропустил ни одной пары»: студенты рассказали будущим абитуриентам, как в Вышке готовят инноваторов
На кафедре менеджмента инноваций НИУ ВШЭ состоялся АнтиДОД — Анти День открытых дверей магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», очередной набор на которую будет проведен в этом году. В отличие от традиционных ДОДов, где о программах рассказывают их руководители и преподаватели, в этот раз с будущими абитуриентами пообщались студенты 1–2-го курсов.
Для участников мероприятия также был проведен интерактивный квиз, организован тематический нетворкинг и фуршет с инновационными продуктами питания.
«Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» — очная магистерская программа по направлению «Инноватика». Она готовит «инновационный спецназ» — лидеров развития, управляющих изменениями, создателей новых продуктов, новых бизнесов, новых рынков. Все занятия проходят по вечерам, так что обучение можно совмещать с работой. Есть бюджетные и платные места, прием — по результатам конкурса портфолио.
Как рассказали ведущие АнтиДОДа, в числе преимуществ программы — междисциплинарность, проекты, частичное обучение на английском, погружение в профессиональную среду. Сообщество программы — это уникальное сообщество предпринимателей и инвесторов, изучающих «клевый симбиоз» академических и практико-ориентированных дисциплин.
Еще одна особенность — «три в одном». Абитуриент поступает на программу, начинает учиться и через некоторое время выбирает одну из трех траекторий: «Корпоративные инновации» (там он узнает, как выстроить инновационные процессы и занять лидерские позиции в компании), «Исследования и разработки» (как превратить результаты научных исследований в востребованные технологии и разработки) или «Стартап» (как с нуля разработать и вывести на рынок собственный бизнес).
О каждой траектории рассказали студенты программы, добившиеся успеха в выбранной области.
Траекторию «Корпоративные инновации» представил Сергей Топычканов, продакт-менеджер дирекции по инновациям строительного холдинга «Эталон». Ему 32 года, у него 10-летний опыт работы в IT, и магистратура Вышки — его четвертое образование. Зачем поступал на программу, объясняет так: «Казалось бы, я все знаю, а то, чего не знаю, могу быстро посмотреть. Но понимаю, что мне не хватает теоретической экспертности».
Важной особенностью программы Сергей назвал сформировавшееся сообщество единомышленников: хотя в его группе большинство студентов — вчерашние бакалавры, все они уже работают в разных сферах. Он также высоко оценил наставника траектории Дмитрия Огнева — управляющего партнера, директора по развитию бизнеса АО «ТЕКОРА», у которого «всегда есть ответы на каверзные вопросы».
О траектории «Исследования и разработки» (R&D) рассказала Юлия Оганова — руководитель направления в НТИ, проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Она имеет опыт работы со стартапами с 2018 года, до недавнего времени руководила акселератором в дорожно-транспортной отрасли.
Юлия уже училась на кафедре менеджмента инноваций — прошла здесь курс повышения квалификации Андрея Цымбала «Коммерциализация наукоемких технологий», после чего получила «раннее приглашение» к поступлению в магистратуру. Удалось собрать неплохое портфолио, так как в рамках своей работы она писала статьи в журналы, выступала и активно продвигала концепцию открытых инноваций.
По оценке Юлии, магистратура Вышки отличается от классического специалитета, где она училась раньше, тем, что здесь много командной работы и проектной деятельности. На семинар наставника приглашают гостей с опытом внедрения инноваций в крупных компаниях, и у них всегда можно поинтересоваться, как они организуют процессы в рамках своей работы.
И наконец, траекторию «Стартап» участникам мероприятия представил Альберт Тажигулов, сооснователь ООО «Миолимб» (разработка и выпуск комплектующих для протезов). Свою компанию он охарактеризовал так: «Собрались инженеры бизнес делать, а он не делается». Умные, разбирающиеся в технике люди, умеющие создавать протезы, могли посчитать стоимость научной разработки, но не понимали, как вывести ее на рынок.
О магистерской программе Альберт узнал случайно. Изучил профессорско-преподавательский состав, «понял, что это не классические преподаватели, которые остались на кафедре работать». Чтобы разобраться в учебном плане, ему пришлось «яндексить». По словам студента, он «поймал кайф с первого дня обучения» и, хотя не ставил себе целью посещать все пары, в итоге не пропустил ни одной.
Благодаря учебе Альберт подготовил качественные презентации компании (причем каждый преподаватель приложил к ним руку) и проработанную бизнес- и финансовую модель, стал своим на переговорах, работал в одной команде с настоящими спецами в своей области, которые помогли ему под другим углом посмотреть на проект.
«Кафедра действительно инновационная — здесь все движется вперед. Рекомендую идти сюда тем, кто хочет обуздать хаос, свойственный стартапам, и лучше понять продукт, который вы сами разрабатываете», — резюмировал он.
После того как студенты ответили на вопросы будущих абитуриентов, раскрыв им и другие секреты обучения на программе, для всех участников мероприятия был организован инноквиз — интеллектуально-развлекательная битва, посвященная инновациям, технологиям и стартапам. Участников разделили на команды по три человека, после чего предложили ответить на множество вопросов по инновационной тематике в ходе четырех раундов. Пользоваться интернетом запрещалось, ответы нужно было записывать на бланке.
В первом раунде участники должны были вспомнить, например, как называют стартап с рыночной стоимостью свыше 1 млрд долларов (варианты ответов: «зебра», «нарвал», «единорог», «десятирог»), а в третьем — нетипичное для России название населенного пункта в Челябинской области, появившееся после войны 1812 года, которое было обыграно при строительстве в этом селе вышки сотовой связи необычной формы (оказалось, населенный пункт называется Париж, а вышка напоминает Эйфелеву башню).
На мероприятии также состоялся фуршет, на котором можно было продегустировать инновационные продукты растительного происхождения, например кусочки, с виду напоминающие мясо, но сделанные из растительных волокон. Компания — производитель этих продуктов установила с кафедрой менеджмента инноваций партнерские отношения, чтобы представить свои разработки и найти единомышленников.