• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Уровень требований к специалистам арт-рынка растет»

На факультете истории ВШЭ в этом году открывается новая магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства». Об особенностях развития российского арт-рынка и об образовании, необходимом для работы в этой сфере, рассказывает соруководитель программы, гендиректор компании «Сотбис Россия и СНГ» Михаил Каменский.

— Михаил Александрович, чем занимается компания «Сотбис Россия и СНГ»? Какое отношение она имеет к «Sotheby's» — одному из старейших в мире аукционных домов?

— Аукционный дом «Sotheby's» — крупная международная компания, занимающаяся торговыми операциями на рынке искусства. Она имеет дочерние компании и представительства по всему миру. Главные площадки — Лондон, Нью-Йорк и Гонконг, там аукционные торги идут в ежедневном режиме круглый год.

Российский «Сотбис» возник недавно, мы зарегистрировали ООО в 2007-м и выполняем свою миссию в России и СНГ. Пока что мы не проводим торги, но в будущем я такой возможности не исключаю. В «Sotheby's» работают огромные департаменты, представители которых ведут поиск интересных произведений искусства по всему миру, проводят экспертизу, издают каталоги, устраивают выставки, проводят аукционы, организуют оценку, транспортировку, страховку и прочее. Наши же задачи не столь грандиозны. Мы, по сути, являемся посольством «Sotheby's» в России. У компании есть четкие задачи, среди которых продвижение бренда, организация выставок, поиск произведений искусства для аукционных коллекций. Мы также оказываем помощь сотрудникам русских отделов в Нью-Йорке, Лондоне и Париже в проведении экспертизы предметов, которые выставляются на аукционы.

— Открытие новой магистерской программы в НИУ ВШЭ связано с подготовкой кадров для российского «Сотбис»?

— Нет, «Сотбис» не является заказчиком и гарантом трудоустройства будущих выпускников. Более того, знания, полученные выпускниками магистратуры, значительно шире и универсальнее, чем может потребоваться в аукционном доме. Но, по сложившейся традиции, хороший университет и в Лондоне, и в Нью-Йорке с удовольствием использует привлекательность мирового бренда и специальные знания и умения, накопленные сотрудниками компании. Российский «Сотбис» — компания небольшая, в ней работает в зависимости от сезона 10 — 15 человек. Их работа связана преимущественно с анализом рынка, общением с клиентами — продавцами и коллекционерами, поиском экспертов, подготовкой выставок, их медийным сопровождением.

В рамках магистерской программы НИУ ВШЭ планируется готовить специалистов художественного рынка, которые будут заниматься, в том числе, продажами, работать в конкретных бизнесах, музеях и галереях, участвовать в формировании крупных частных или корпоративных собраний. По сути, задача программы, реализуемой ВШЭ и «Сотбис», — подготовить грамотных специалистов для государственных и частных структур, от сотрудников министерства культуры и крупной корпорации до владельцев галерей и консультантов частных собраний.

— Что собой представляет художественный рынок в России, и насколько остро стоит вопрос подготовки кадров?

— Художественный рынок в России очень сложный, запутанный и непрозрачный. Причин тому много — это и отсутствие традиций и законов, и неготовность общества к взаимодействию с этим рынком. Скажем, в таких странах, как Великобритания, Франция, США, развитие художественного рынка шло параллельно с развитием государства, общества, культуры. Находясь в постоянном контакте и обогащая друг друга, музеи, дилеры, галеристы и аукционные дома создавали фундамент, на котором стоит сегодняшняя художественная культура — европейская и американская. Там и четкие правила и понятные законы, по которым государство и художественный мир взаимодействуют друг с другом. К сожалению, в силу исторических причин традиция этих взаимоотношений в России была прервана на семьдесят с лишним лет: художник обслуживал госзаказ, монополистом на художественном рынке было государство в лице музеев, что, конечно, исказило нормальную художественную жизнь.

— А в чем заключается общественная неготовность к взаимодействию с арт-рынком? Интерес к этой сфере, кажется, напротив, очень высок.

— К сожалению, у нас привыкли воспринимать искусство как нечто исключительно огосударствленное и музейное. И когда в 1990-ые годы в нашей стране стали появляться зачатки свободного художественного рынка, для многих это было в диковинку и воспринималось с недоверием и неудовольствием. Все-таки советская традиция художественного рынка — это «черный рынок», когда был очень силен элемент криминализации. Только в 1990-х годах ситуация стала постепенно меняться: возникшая и крепчающая российская национальная буржуазия следовала таким же законам развития самосознания элит, как и в Европе.

После первоначального накопления капитала, обретения недвижимости и прочих знаковых символических ценностей пришла пора приобретения и создания художественных коллекций. Тогда же стали меняться и правила игры на арт-рынке: стала возникать относительная прозрачность. Появились новые покупатели и агенты по продаже предметов искусства.Хотя и те, и другие по-прежнему не были квалифицированы, не знали истории искусства, не соблюдали этические правила, нарушение налогового законодательства и не только его было нормой — рынок долго выпутывался и продолжает выпутываться из сети мошеннических схем, связанных с подделками, подменами, недобросовестной экспертизой.

— То есть сейчас, когда рынок стал более цивилизованным, эти проблемы не исчезли?

— Проблемы остаются и на сегодняшнем рынке — конечно, не в том объеме, как это было в 1990-х годах. Сменилось несколько поколений собирателей, появилось много амбициозных галеристов и дилеров, участники рынка с обеих сторон приобрели опыт коллекционирования и продаж, получили специальное образование — художественный рынок, так или иначе, формируется путем проб и ошибок.

— Какие возможности для обучения сегодня есть у тех, кто хочет развиваться в этой сфере, и в чем новизна магистерской программы ВШЭ?

— Есть разные краткосрочные курсы по экспертизе, организации и ведению художественного бизнеса, работают школы дилеров и кураторов, проводятся семинары и лекции при галереях, закрытых клубах, российских аукционных домах, вузах. Но на эти курсы в основном приходят для того, чтобы ликвидировать какие-то пробелы в образовании, — системного образования пока никто на рынке не предлагал. В этом смысле появление на базе факультета истории ВШЭ магистерской программы — удачная и уникальная инициатива, которая позволяет дать российским студентам те знания, которых пока еще никто им дать не мог.

Высшая школа экономики известна как один ведущих социально-экономических вузов, и здесь есть специалисты, которые могут быть привлечены для преподавания экономических дисциплин. Историки искусства и культурологи, практики рынка и известные эксперты будут вести обзорные и узкоспециализированные курсы. Программа позволяет совместить изучение истории развития мирового и российского художественного рынка: курсы строятся с учетом особенностей именно российской реальности. При этом второй год обучения можно по выбору провести и в Институте искусств «Сотбис» в Лондоне — изучить и международный опыт аукционного дела, и историю развития художественного бизнеса в мире.

Художественный рынок динамичен в своем развитии, он требует качественных специалистов, и уровень требований к ним будет постоянно расти. В условиях конкуренции, которая возникает на поприще арт-бизнеса, думаю, выпускники новой магистратуры будут обладать заметными преимуществами.

— Что представляет собой программа обучения в Институте «Сотбис» в Лондоне?

— Это традиционный, довольно популярный в мире магистерский курс: можно прослушать как обще искусствоведческие, так и специализированные курсы по важнейшим для художественного рынка периодам развития истории искусств. Предусмотрены и семинарские занятия, связанные с овладением практическими навыками экспертизы. В целом, это прекрасная база для дальнейшей специализации в более узких направлениях.

— Можно ли утверждать, что выпускники магистерской программы ВШЭ, оставаясь в России, смогут успешно применить свои знания?

— Конечно, ведь рынок труда обширный — это и галереи, аукционные дома, антикварные магазины, может быть, государственные музеи и библиотеки. Вопрос формирования коллекций касается не только частных собирателей — государственные учреждения также заинтересованы в том, чтобы руководили этим процессом, отслеживали его и законодательно форматировали профессионалы. Кто-то может заняться собственным бизнесом.

Два года обучения, конечно, не превращают человека в готового специалиста, но они дают возможность правильно подойти к решению этой задачи. Те, кто придет на работу в музей или галерею, или будут создавать свой собственный бизнес, прежде всего, должны понимать, с какой стороны подойти к этому бизнесу, вне зависимости от того, с какими предметами искусства предстоит иметь дело — придется ли продавать предметы современного русского искусства, заниматься фотографиями или иконами. Для этого нужно владеть базовыми знаниями: как организовывать бизнес и взаимодействовать с экспертами, что такое каталог и каталожное описание, что нужно делать для того, чтобы произведения искусства пересекали границы в рамках действующих законов, как развивать отношения с коллекционерами, как правильно построить отношения со СМИ, как оформлять сделку с покупателем и продавцом, как не нарваться на подделку, как делать экспозицию, как грамотно хранить и безопасно перевозить произведения искусства и прочее. Это знания, которые отличают профессионала от непрофессионала, предохраняют его от ошибок и дают возможность достичь успеха, — и этими знаниями должны владеть наши выпускники.

 

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве

В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» –– серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

«Художественный стиль – зеркало души»

В HSE ART GALLERY открылась персональная выставка профессора Школы дизайна ВШЭ, руководителя профиля «Дизайн среды» Александра Джикии. Новостная служба портала узнала у художника, как искать свой стиль и почему среду нужно оформлять профессионалам.

Вышка и Эрмитаж закрепляют сотрудничество

24 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский официально подписали соглашение о сотрудничестве. Университет и музей будут работать над совместными проектами в области образования и заниматься научными исследованиями.

Искусство на торгах. Как устроен российский арт-рынок

Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени. Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.