«На собеседовании главное – не увязнуть в собственных рассуждениях»
Как эффективнее подготовиться к письменному и устному турам дополнительных вступительных экзаменов? Cвоим опытом с абитуриентами образовательных программ «Журналистика» и «Медиакоммуникации» делятся студенты, получившие 85 баллов и выше.
Семен Корчин, ОП «Медиакоммуникации»
Я узнал о существование Медиакома за две недели до вступительных, так что времени на подготовку было мало. Скачал «Словарик новых медиа», чтобы изучить новые или незнакомые термины, нашел варианты письменного тура, список проектов для анализа. И на вступительном мне попался проект, который я подробно изучил. Сложнее всего подготовиться к тестовым вопросам на эрудицию: «Соотнесите художника и картину» или «Назовите женщину, которая получила Нобелевскую премию по математике». В результате тест я написал неплохо.
К собеседованию отдельно не готовился. Старшекурсники подсказали один лайфхак по устному туру — задайте тему, в которой разбираетесь. Я с самого начала говорил о том, что увлекаюсь интерактивным кино, и мне задавали вопросы на эту тему.
Екатерина Соколова, ОП «Журналистика»
К письменной части меня готовила студентка второго курса журналистики, она натаскала меня на формат ДВИ по Skype, проверяла мои расширенные новостные заметки по критериям самого экзамена. Также я ходила на открытые консультации С. Л. Корзуна по письменному туру.
Я знала, что на собеседовании будут оценивать кругозор, поэтому весь месяц читала учебник «История отечества» Л. А. Кацвы, сделала модуль в Quizlet со странами, столицами, реками и достопримечательностями, выучила историю родного города. Создала файл с вопросами прошлых лет и ответила на них по-своему, а еще просматривала новости.
Перед устным туром впала в мандраж, пока ждала своей очереди около шести часов, но ожидание оказалось страшнее самого собеседования. Если ты чего-то не знаешь, лучше прямо сказать об этом.
Анастасия Толикова, ОП «Медиакоммуникации»
В процессе подготовки я следила за аккаунтами в «Инстаграме» про медиа и SMM. Рекомендую SignMag, SRSLY, Setters.me. Моими «лучшими друзьями» стали уроки по аудио- и видеомонтажу, фотографии и графическому дизайну на YouTube.
Письменный тур не представлял собой сложности, поскольку я посещала курсы на ФДП [Факультете довузовской подготовки]. Я разбила работу над тестом на три этапа: сначала пробежалась по вопросам и дала первые ответы, затем взглянула на задания более внимательно, а перед сдачей работы ещё раз проверила формулировку заданий.
Собеседование прошло очень дружелюбно. Я захватила с собой портфолио, ведь члены комиссии обычно задают по нему вопросы. Знаете, собеседование – это как «Tinder» – match, с факультетом либо происходит, либо нет. Главное – не увязнуть в собственных рассуждениях.
Алиса Селихова, ОП «Журналистика»
За год подготовки я посмотрела все видео программ «Ещё не познер», Леонида Парфёнова, Ирины Шихман и многие ролики Юрия Дудя, «Редакции» Алексея Пивоварова. Старалась «выцепить» журналистскую составляющую, наблюдала за поведением интервьеров. Выучила термины, чтобы знать, чем, например, репортаж отличается от видеоблога.
Бегала по выставкам, ходила в театр. Никогда так хорошо не знала географию, как во время подготовки к ДВИ. Составила себе список из 20 изданий, которые просматривала ежедневно. Уже тогда я знала, что хочу заниматься социальной журналистикой и делать мудьтимедиа-лонгриды. Письменный тур прошел гладко – мне попалась тема, близкая к «социалке» так, что я писала о том, о чем я знаю. Устным туром обычно всех обычно пугают, на самом деле у комиссии нет цели завалить абитуриента. К тебе относятся как к будущему коллеге, а не как к провинившемуся ученику.
Анастасия Гололобова, ОП «Медиакоммуникации»
Больше всего помогли курсы ФДП и анализ проектов из списка, которые нужно было изучить для ДВИ. Благодаря дням открытых дверей знала, что будут вопросы по географии, поэтому просматривала географические атласы. Подготовила портфолио и продумала варианты ответов на общие вопросы, вроде «Кем вы видите себя после вуза?», «Проект вашей мечты?» — об этом, кстати, спросили.
Я думала, мне нужно быть искусствоведом, географом, историком и медиа-исследователем, чтобы написать тест на высокий балл, но ошиблась. Оказалось, что достаточно быть любознательным.
Классическая университетская программа специальности «Журналистика» дополнена элементами работы с большими данными и приобретением практических навыков в медиацентре ВШЭ. Профессора и преподаватели помогают студентам осмысливать тенденции медийного пространства, привлеченные журналисты и медиаменеджеры отрабатывают с ними навыки профессии.
Специальность «Медиакоммуникации» — новое направление в образовательной системе России. Его создание стало откликом на сформировавшуюся в последние годы потребность рынка. Предлагаемая программа — первая попытка совместить в равных пропорциях творческое, техническое и управленческое направления подготовки, ни одно из которых не является доминирующим. Это даст возможность студентам приобрести навыки успешной работы в современной медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности.
Подготовила Наталья Синеокая