• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Москве состоялся финал «Высшего пилотажа», первый этап которого впервые провели регионы

Заключительный этап конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для старшеклассников завершился в Высшей школе экономики. Участие в конкурсе — отличная возможность для тех, кто делает первые шаги в науке и проектной деятельности, получить профессиональную экспертную оценку своей работы.

В этом учебном году он был проведен по 21 направлению, в том числе впервые — по направлению «Урбанистика: городское планирование».По пяти направлениям очный этап прошел еще в феврале в формате конкурса-конференции «Intel-Авангард» при поддержке компании Intel (в нем приняли участие 188 человек). По самому популярному направлению «Дизайн» (252 участника), как обычно, проводился только заочный этап, а при необходимости с авторами работ проводили собеседование по скайпу.

По остальным направлениям финалисты защищали свои исследования и проекты перед экспертной комиссией в Высшей школе экономики. Некоторые защиты впервые проводились по видеоконференцсвязи. Общее число финалистов конкурса по всем направлениям превысило 700 человек.

Регионы начинают и выигрывают

В этом году была изменена модель проведения конкурса. Раньше отборочный этап проводился только дистанционно, теперь — еще и в формате очных региональных конкурсов. Их организуют партнеры университета при его организационной и методической поддержке.

«Высший пилотаж – 2019»

3 500участников
77регионов России
13стран ближнего зарубежья
278человек получили приглашения на заключительный этап

«Мы провели подробные консультации для коллег, разъяснили общие требования к организации конкурса, к содержанию и оценке работ, — отмечает директор по профориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич. — Общим требованием, например, является недопустимость плагиата, наличие сайта, обязательность регистрации. При этом партнеры самостоятельно определяют направления конкурса, формируют состав оргкомитета, экспертной комиссии, определяют дипломантов — это и многое другое придает региональным конкурсам автономный характер».

Большинство организаторов региональных конкурсов — школы, входящие в Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ.

Это хороший пример сетевого взаимодействия, когда ресурсы разных образовательных организаций объединены для достижения общих целей

В этом году отборочные очные конкурсы прошли в 10 регионах России, на них было представлено 463 работы.

Методические новинки и обмен опытом

Во Владивостоке конкурс «Высший пилотаж — регион» был проведен на базе школы-интерната имени Н.Н.Дубинина для одаренных детей.

«Чтобы о конкурсе узнали как можно больше старшеклассников, мы рассылали письма по школам всего Дальневосточного федерального округа», — рассказывает Елена Зеленина, научный руководитель интерната. — Наше учебное заведение имеет большой опыт проведения конкурсов для школьников. ”Высший пилотаж” отличается от многих других жесткими требованиями — прописана каждая деталь».

Из направлений конкурса были выбраны особенно актуальные для Приморского края, интересные и для школьников, и для вузов, из которых привлекались экспертов.

”Высший пилотаж” для отдаленных регионов — хорошая возможность включиться в общероссийское образовательное пространство

В Красноярске конкурс прошел на базе гимназии № 4, где есть базовый класс Высшей школы экономики. Заместитель директора этой гимназии Анастасия Шадр — студентка магистерской программы НИУ ВШЭ «Управление образованием».

«Мы получили проекты и исследования из многих районов Красноярского края — от Дудинки до Ужура, — рассказывает она. — У нас огромные расстояния, приехать в Красноярск может не каждый, так что многие ребята защищали работы по скайпу. «Высший пилотаж» — это, прежде всего, выявление одаренных детей. Для нас также важны методические новинки из Высшей школы экономики, обмен опытом с коллегами».

На заключительный этап конкурса «Высший пилотаж» в Москву приехали не только организаторы региональных конкурсов этого года, но и желающие последовать их примеру специалисты из других регионов. По прогнозам Тамары Протасевич, количество региональных конкурсов в следующем году может удвоиться.

Одна школа — три победителя

Сразу три победителя конкурса «Высший пилотаж» — ученики небольшой московской частной школы «Муми-Тролль». На заключительном этапе их сопровождала Мария Жидкова — сотрудница школы, отвечающая за участие учеников во всевозможных олимпиадах и конкурсах. «В старших классах все наши ученики выполняют проектные или научные работы, — поясняет она, — и мы стараемся, чтобы они «выходили на внешний рынок», получали экспертную оценку своих работ и, возможно, бонусы при поступлении в вузы».

Александра Чернова (направление «Урбанистика: городское планирование») исследовала московский район «Сокол» — понимают ли его жители и жители соседних районов, где находятся его границы и как это понимание можно использовать в городском планировании.

Таисия Кондратьева (направление «Социология») провела полевое исследование в старообрядческом селе Нижегородской области, где живут представители четырех религиозных групп: каковы их взгляды на религию, как они взаимодействуют друг с другом.

Егор Васин (также направление «Социология»), используя метод фрейм-анализа, изучал, как люди конструируют воображаемую реальность во время словесных ролевых игр. «На конкурсе было интересно послушать другие доклады, — отмечает он, — и для нас это хорошая практика. Организаторы и эксперты — приятные люди, к участникам относятся дружелюбно».

Парковки и электронные услуги

Данил Черник, девятиклассник из Воронежа, и Аида Фазуллина, одиннадцатиклассница из Казани, стали победителями по направлению «Управление в государстве и бизнесе». Данил сначала принял участие в региональном конкурсе, где также получил диплом первой степени.

Работа Данила посвящена организации городских парковок в Воронеже, Аиды — электронным государственным услугам в Татарстане.

«Я не верил, что удастся победить на конкурсе, но в меня верил папа — говорил, что все будет нормально, — рассказывает Данил. — На защите мне задавали вопросы, к которым я был готов, — о возможностях использования в Воронеже московского опыта парковок».

«А я рассчитывала на высокий результат, — говорит Аида. — Конечно, было волнение перед выступлением, но смогла его перебороть. Вопросы жюри мне показались разумными и логичными — например, меня спросили, с какими проблемами при использовании электронных услуг могут столкнуться молодые люди. Теперь собираюсь представить свой проект Министерству информатизации и связи Республики Татарастан».

Из Находки в Москву

Десятиклассница Ксения Миргородская из дальневосточной Находки заняла второе место сначала на конкурсе «Высший пилотаж — Владивосток», затем на заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» в Москве по направлению «Медиакоммуникации». Ее работа посвящена герою поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста».

«Герои поэмы майор Деев, майор Петров и лейтенант Петров — реальные люди, — рассказывает она. — Настоящее имя лейтенанта Петрова — Иван Лоскутов, после войны он жил во Владивостоке, на его доме установлена мемориальная доска. Чтобы восстановить историю его жизни, я работала в архиве Приморского музея имени Арсеньева, анализировала фотографии, документы, в том числе переписку Симонова с Лоскутовым».

Чтобы представить работу на заключительном этапе конкурса, девушка потратила в общей сложности 15 часов на дорогу до Москвы.

«Я люблю писать научные работы, в подобных конкурсах участвую с третьего класса, — говорит Ксения. — В Высшую школу экономики попала впервые и теперь, конечно, рассматриваю этот университет как вариант для поступления. После защиты работ можно было пообщаться со студентами, которые учатся на разных образовательных программах, и узнать об особенностях учебы в Вышке из первых уст».

Что дальше?

Победители и призеры конкурса в этом и в следующем году получат до 5 баллов за индивидуальные достижения, которые суммируются к конкурсным баллам при поступлении на программы бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ. Соответствие направлений конкурса и образовательных программ можно найти здесь.

Из числа тех, кто принял участие в конкурсе «Высший пилотаж» в прошлом учебном году, студентами НИУ ВШЭ стали 84 человека. Более 32% дипломантов конкурса использовали полученные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в университет.

Вам также может быть интересно:

«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров

Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.

Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября

Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.

Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО

О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.

«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке

Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent  при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.

YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков

В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.

«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»

В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.