• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Победа в олимпиаде “Я — профессионал” — это новые возможности»

На форуме «Россия — страна возможностей», который с 13 по 16 марта проходит на ВДНХ, были вручены награды победителям студенческой олимпиады «Я — профессионал». Среди них есть студенты Высшей школы экономики и студенты других российских вузов, рассматривающие возможность внеконкурсного поступления в Вышку по итогам олимпиады. Новостная служба ВШЭ поговорила с некоторыми из них об их впечатлениях и о планах на будущее.

бронзовый медалист по направлениям «Журналистика» и «Нефтегазовое дело»
золотой медалист по направлению «Компьютерные науки», бронзовый медалист по направлению «Математика»
золотой медалист по направлению «Экономика»
бронзовый медалист по направлению «Реклама и связи с общественностью»
бронзовый медалист по направлению «Журналистика»
серебряный медалист по направлению «Экономика»
золотой медалист по направлению «Дизайн»
Михаил Дмитриев

Отабек Арзыкулов, бронзовый медалист по направлениям «Журналистика» и «Нефтегазовое дело», студент II курса магистерской программы «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» Тюменского государственного университета

Бакалавриат я окончил в Ташкенте, в филиале РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, а в магистратуру поступил в Тюмени, и это оказался удачный выбор.

ТюмГУ — один из организаторов олимпиады «Я — профессионал», о ней мне рассказал руководитель магистерской программы, и я сразу зарегистрировался на направление «Нефтегазовое дело». Кроме того, у меня есть хобби — я веду блог, и еще в Ташкенте работал старшим редактором журнала «Экономическое обозрение», поэтому я зарегистрировался также на «Журналистику». Стало интересно, сможет ли победить на олимпиаде журналист без профильного образования. Еще одно мое хобби — изучение мировой истории и этногенеза азиатских народностей, но в этом году подобных направлений на олимпиаде не было.

На заочном этапе по журналистике я написал пост о парке «Россия — моя история», лонгрид об автомобильном путешествии и также отправил одну из ранее опубликованных статей. Сложнее всего было выбрать среду для верстки лонгрида — пришлось освежить знания программирования, чтобы подготовить интерактивный материал. Когда готовился к очному этапу, организаторы прислали ссылки на вебинары по работе с системой профессионального анализа рынков и компаний СПАРК. Так что благодаря олимпиаде я приобрел навык написания лонгридов и узнал, с какими аналитическими системами работают российские СМИ.

Заочный этап по нефтегазовому делу представлял собой тестирование, а очный — групповую работу с лабораторными установками. Описание этих установок мы получили во время выполнения задания, так что пришлось работать в цейтноте, проявляя креативность и логику, — обычная ситуация у технарей на производстве. В завершение работы нужно было написать личный отчет о проведенных испытаниях в соответствии со всеми стандартами. И по нефтегазовому делу, и по журналистике задания были качественно проработаны и максимально приближены к реальности. Уверен, что это лучший способ проверки профессиональных компетенций.

Победа в олимпиаде — это новые возможности, прежде всего, для карьерного роста. Как только станут известны условия стажировок и поступления в аспирантуру ведущих вузов для медалистов, буду решать, что делать дальше. Хотел бы работать в перспективной компании и одновременно написать кандидатскую диссертацию. В качестве приоритета при поступлении в аспирантуру рассматриваю НИУ ВШЭ — аспирантскую школу по менеджменту или, возможно, по социологическим наукам. Но вне зависимости от того, чем буду заниматься, продолжу вести блог. Сейчас также работаю над своим электронным журналом — надеюсь, что смогу уделять ему больше внимания.

Михаил Дмитриев

Андрей Волгин, золотой медалист по направлению «Компьютерные науки», бронзовый медалист по направлению «Математика», студент IV курса бакалаврской программы «Математика» НИУ ВШЭ

Математика мне нравилась с раннего детства — с шести лет начал решать нестандартные задачи из книжек, купленных родителями. В пятом классе перешел в школу, в которой математический кружок вел Александр Васильевич Спивак — знаменитый преподаватель Малого мехмата МГУ, где занимаются школьники. Он увидел во мне потенциал и решил взяться за меня всерьез.

К завершению основной школы я жил типичной жизнью олимпиадного математика, занимал первые места и дважды прошел в сборную на международную олимпиаду. Программирование меня интересовало не так сильно, и им я начал заниматься где-то с шестого класса. С моими олимпиадными результатами меня бы взяли в любой вуз на «Математику», и я выбрал Вышку, потому что здесь современная система образования.

Став студентом, серьезно взялся за алгоритмы, выучил Python и поступил в Школу анализа данных Яндекса, где сильно улучшил навыки программирования. Олимпиадную жизнь забросил, потому что к окончанию школы она уже изрядно приелась. Раньше олимпиады казались способом проявить фантазию в решении задач, а теперь это скорее способ помериться количеством выученных приемчиков, которые для реальных задач далеко не всегда понадобятся. Поэтому поначалу я не обратил особого внимания на рассылку об олимпиаде «Я — профессионал». Но знакомые говорили, что это крутая олимпиада, среди ее организаторов я увидел Вышку и Яндекс, и потому все-таки решил поучаствовать.

Не могу сказать, что задачи на «Математике» были очень сложными, но и явного занудства с тонной вычислений я в них не увидел. Требовались знания в основном за первый курс факультета математики, ещё чуть-чуть — за второй, но с непривычки на что-то потратил больше времени, чем мог бы, — где-то пришлось вспоминать методы решения дифференциальных уравнений, где-то вручную выводить коэффициенты в формуле нормального распределения, которые я по памяти не помню.

На олимпиаде по «Компьютерным наукам» мне очень понравилась последняя задача, и остальные в целом были неплохие.

За две медали обещали хорошую премию. Сейчас у меня нет каких-то «хотелок», так что, скорее всего, она будет лежать на депозите в банке, пока таковые не появятся или же я не придумаю, как ее потратить с умом.

Михаил Дмитриев

Антон Толоконников, золотой медалист по направлению «Экономика», студент I курса магистерской программы «Финансовые технологии и анализ данных» НИУ ВШЭ

Я окончил Физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), а затем бакалавриат МИЭФ Высшей школы экономики.

Получив диплом, захотел научиться программировать и освоить современные методы анализа данных, которые стали очень популярны в последнее время. Поэтому поступил на магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных».

Информацию об олимпиаде «Я — профессионал» я получил в университетской рассылке HSE Newsletter. Захотел стать победителем, а больше всего шансов, как мне показалось, у меня было в направлении «Экономика». К заочному туру специально не готовился, а перед очным туром пролистал лекции с третьего курса по микро- и макроэкономике, посмотрел примеры задач на сайте.

Две из четырёх задач, которые мне достались на очном туре, соответствовали университетской программе по экономике, и над ними пришлось подумать, третья была из раздела международной экономики — о влиянии BREXIT на валютные курсы. А четвертая оказалась про бухгалтерский учет, и было даже обидно видеть такую задачу в олимпиаде по направлению «Экономика» для магистров, — нужно было посчитать несколько величин, и никакого полета мысли. Наверное, ее предложил кто-то из работодателей, несмотря на то, что чисто бухгалтерские отделы, создающие отчетность, во многих компаниях уже автоматизированы. Понятно, что экономист должен уметь читать отчетность, понимать, как она устроена и, по-хорошему, уметь ее составлять, но мы этим занимались еще на втором курсе бакалавриата.

Медалистам олимпиады обещали организовать стажировки в крупных российских компаниях. Нас спросили, где именно мы бы хотели поработать. Я попросил стажировку в Центральном Банке РФ. Если мне действительно предоставят такую возможность, буду очень доволен. Это одно из немногих мест, помимо научных лабораторий, где занимаются содержательной экономикой.

Михаил Дмитриев

Валерия Лисовицкая, бронзовый медалист по направлению «Реклама и связи с общественностью», студентка IV курса бакалавриата факультета филологии и журналистики Самарского университета

О том, что по всей стране проходит олимпиада «Я — профессионал» и что на нее завершается регистрация, я услышала в новостях на «России 24». Тут же ввела свои данные на сайте олимпиады и начала решать демозадачи. Было сложно, поскольку факультет филологии и журналистики накладывает свой отпечаток: те, кто учится здесь на специалиста по рекламе, хорошо владеют словом, а с маркетинговыми и экономическими дисциплинами приходится разбираться самостоятельно. Но именно маркетинговые задачи оказались самыми интересными: чтобы их решить, приходится включать голову, и решение должно быть точным.

Олимпиада была организована отлично, все вопросы решались оперативно. На заочном этапе у меня «потерялись» 52 балла, но служба поддержки восстановила справедливость. Главное преимущество олимпиады для меня — это возможность осознать свои слабые стороны, определить направления, в которых необходимо развиваться. Это также замечательный шанс пообщаться с талантливыми коллегами со всей России.

Помимо рекламы, я увлекаюсь технологиями дополненной и виртуальной реальности, помогаю своему супругу развивать СМИ, рассказывающее об успехах, в первую очередь, российских компаний в этих отраслях. В перспективе хотела бы развиваться в технологической сфере — рассказывать людям о новых технологиях, о том, что еще совсем недавно казалось научной фантастикой. Сейчас прохожу практику в Главном управлении МВД России по Самарской области. Мы занимаемся формированием и поддержанием положительного имиджа российской полиции, рассказываем людям о тех, кто их защищает. Начальник отдела общественных связей, узнав, что я стала медалисткой олимпиады, сказал, что такие кадры нужны в МВД.

Конечно, я хочу учиться дальше — изучать экономику, маркетинг, связи с общественностью в магистратуре ВШЭ, СПбГУ, Казанского (Приволжского) федерального университета или же моего родного вуза. Пример того, что человек должен учиться всю жизнь, — мой научный руководитель Лариса Геннадьевна Тютелова. Филолог по образованию, доктор наук, она все время совершенствуется в профессии вместе с нами, ездит на форумы и конференции, а сейчас получает новую квалификацию по связям с общественностью.

Михаил Дмитриев

Александра Евтушенко, бронзовый медалист по направлению «Журналистика», финалист по направлению «Социология», студентка IV курса Гуманитарного института Новосибирского государственного университета

Об олимпиаде «Я — профессионал» узнала на зимней школе по социологии, которую Вышка проводила в подмосковном Воронове для будущих абитуриентов магистратуры. В бакалавриате я учусь по направлению «Журналистика», а в магистратуру собираюсь поступать на направление «Социология», образовательная программа «Комплексный социальный анализ» в НИУ ВШЭ. Поэтому в олимпиаде участвовала сразу по двум направлениям.

Для заочного этапа по журналистике я слегка отредактировала свои старые тексты, а на очном этапе пришлось потрудиться, чтобы написать аналитическую статью на основе статистических данных.

Заочный этап по социологии, по-моему, был менее творческим, чем по журналистике, и для меня довольно сложным из-за большого спектра тем и наличия задач по математической статистике. Зато очный этап оказался увлекательным, можно было или написать эссе, выбрав тему, или разработать дизайн социологического исследования. Очный этап проходил на базе моего родного университета, уровень организации был хорош, на любые вопросы организаторы отвечали человечно и оперативно.

В свое время я решила поступать на «Журналистику» достаточно спонтанно, но ни разу не пожалела о своем выборе и очень довольна опытом, который приобрела. Сейчас я живу и учусь в новосибирском Академгородке, где расположено Сибирское отделение РАН, — в научном центре Сибири. Здесь я заинтересовалась научной журналистикой и в целом научной сферой. Учеба в магистратуре по социологии даст возможность посмотреть на эту область с точки зрения исследователя.

Михаил Дмитриев

Иван Нестеров, серебряный медалист по направлению «Экономика», студент IV курса бакалаврской программы МИЭФ НИУ ВШЭ

Экономикой я интересуюсь со школы, в 11-м классе получил призовое место по экономике на олимпиаде «Высшая проба». МИЭФ выбрал из-за того, что здесь учат на английском, а программа не перегружена предметами. На III курсе стал призером Олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников по профилю «Финансовая экономика».

Об олимпиаде «Я — профессионал» узнал из социальных сетей и сразу понял, что участие в таком большом всероссийском проекте будет интересным, а если удастся победить — это вообще отличное достижение. Чтобы выполнить задания заочного тура, нужны были базовые знания микро- и макроэкономики. На очном туре почти все задачи были связаны с реальной экономикой — например, нужно было объяснить, как изменение нормы доходности по избыточным резервам в 2016 году может повлиять на предложение денег в экономике Японии; верно ли, что падение мировых цен на ресурсы повысит уровень цен в стране, которая активно экспортирует ресурсы.

На зимней школе для участников олимпиады я завел много знакомств — со студентами и из Вышки, которых раньше не знал, и из других вузов. Мы много общались на деловых играх, на кофе-брейках, на спортивных мероприятиях, говорили, конечно, об экономике, но не только о ней. 

Олимпиада мне понравилась. Все было на уровне — организация, качество заданий, прозрачность требований и критериев оценки. Надеюсь, что серебряная медаль поможет мне устроиться на хорошую работу в сфере консалтинга.

Михаил Дмитриев

Анна Кошелева, золотой медалист по направлению «Дизайн», студентка I курса магистерской программы «Дизайн» НИУ ВШЭ

Дизайном я увлеклась еще в школе. Поступила в бакалавриат Школы дизайна ВШЭ (профиль «Графический дизайн»), затем в магистратуру. Параллельно с учебой работаю. Из моих последних достижений — победа в национальном конкурсе дизайна книги «Жар-книга», шорт-лист конкурса Клуба арт-директоров России ADCR Awards, шортлист международного фестиваля TYPOMANIA.

Об олимпиаде «Я – профессионал» узнала в университете, о ней было много информации в социальных сетях, так что решила поучаствовать.

На заочном этапе предоставлялся свободный выбор темы проекта: каждый участник мог показать проект на тему, которая казалась ему интересной, злободневной, волнующей. Я сделала серию постеров к поэме Александра Блока «Двенадцать», отразив в них столкновение двух миров: дореволюционного и постреволюционного. Это нашло выражение в «столкновении» графики славянского шрифта и лозунгов поэмы.

На финальном этапе — выставке — я представила свою книгу «Цветовое кодирование в футбольной форме: цвет и графика». Эта книга — пантонный (цветовой) веер, состоящий из футбольных форм всех команд, которые когда-либо участвовали в чемпионате мира по футболу, с 1930 года (Уругвай) до 2014 года (Бразилия). По итогам олимпиады получила максимально возможный балл — наверное, благодаря качеству и объему этой работы. В книге представлено более тысячи футбольных форм, 426 оттенков разных цветов.

Известно, что олимпиада «Я — профессионал» открывает множество возможностей для продолжения учебы, работы и профессионального развития. Это хороший шанс для студентов поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов, получить приглашение на стажировку или на работу в лучшие российские компании. Но, на мой взгляд, не менее важно другое. Олимпиада — это проверка для самого себя, возможность посмотреть, чего стоишь ты среди других, не менее достойных участников. Лично для меня олимпиада стала, в первую очередь, проверкой своих способностей, испытанием, через которое удалось успешно пройти.

Вам также может быть интересно:

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей олимпиады DANO

18 декабря в Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и призеров четвертого сезона Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Чтобы выйти на сцену Большого зала, герои торжества проделали серьезный путь: два отборочных этапа, задачный и проектный туры заключительного этапа.

Более 47 000 нормативов технологической грамотности сдали участники ТехноГТО

Определены победители первого Всероссийского марафона сдачи нормативов технологической грамотности ТехноГТО. За месяц участники марафона сдали 13 845 нормативов по кибербезопасности, электронике, применению беспилотников, фактчекингу и др., всего в рамках проекта сдано уже более 47 000 нормативов. ТехноГТО является частью Национальной технологической олимпиады (НТО) и реализуется Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ) совместно с президентской платформой «Россия — стана возможностей» при поддержке НИУ ВШЭ, «Движения первых» и Росмолодежи.

Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior

Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.

Завершена регистрация на VIII сезон олимпиады «Я — профессионал»

Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России. За 48 дней регистрации на этот сезон было получено 689 259 заявок на участие от 185 610 студентов. Традиционно Высшая школа экономики стала вузом-организатором и представила студентам шесть направлений для проверки уровня знаний и прикладных навыков.

Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»

«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».

Олимпиада студентов «Я — профессионал»: новый сезон стартовал

26 сентября прошла пресс-конференция, посвященная открытию VIII сезона олимпиады студентов «Я — профессионал», вузом-соорганизатором которой является Высшая школа экономики. Данный проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей

Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.

DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных

Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.

Высшая школа экономики стала лидером по числу дипломантов седьмого сезона «Я — профессионал»

Подведены итоги седьмого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Дипломантами VII сезона стали 3872 участника, из них 260 — студенты Вышки. Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Для участников «Я — профи» открылась Весенняя школа ВТБ и НИУ ВШЭ по бизнес-информатике

В Москве состоялось открытие Весенней школы Банка ВТБ и Высшей школы экономики по направлению «Бизнес-информатика». Это образовательное мероприятие для участников Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.