«Я выбрала именно Школу дизайна НИУ ВШЭ из-за нестандартного пути поступления»
Не зацикливаться на академизме, выражать свое художественное видение и очень много работать — на открытом показе #заценившэ, который прошел в галерее ARTBasement в универмаге «Цветной», студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представили свои работы и рассказали об особенностях обучения дизайну в Вышке.
«Это первый открытый показ студенческих работ в самом центре Москвы в таком масштабе, — рассказывает руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков. — На выставке представлены работы студентов 1, 2, 3 курсов и слушателей дополнительного профессионального образования четырех профилей нашей школы. Посетители смогли увидеть графические работы (плакаты, книги) студентов профиля «Коммуникационный дизайн», анимационные ролики и иллюстрации учащихся профиля «Анимация и иллюстрация», предметы интерьера, разработанные в рамках занятий профиля «Дизайн среды», новые коллекции одежды студентов профиля «Мода». Кроме этого, на выставке представлены студенческие работы, участвовавшие на неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week 2016, масштабные коллективные инсталляции, выполненные в рамках занятий по арт-практике».
По словам Арсения Мещерякова, дизайн — очень бурно развивающаяся индустрия, в которой изменения происходят постоянно. «Именно поэтому, — говорит Мещеряков, — чтобы оставаться востребованными, свежими и интересными, в этом году мы открываем три новых бакалаврских профиля — «Дизайн и программирование», «Дизайн и современное искусство» и «Дизайн и фотография».
В первом профиле профессию программиста предполагается соединить с профессией дизайнера и «выпустить в мир творческого человека с сильной теорией, который сможет придумать что-то такое, до чего классический программист может и не додуматься».
«Сегодня цифровой дизайн находится в одной плоскости с программированием. Мы ждем следующее поколение создателей Facebook, Instagram, Pinterest, Angry Birds, Minecraft и прочих крутейших продуктов, которыми мы все пользуемся и которые любим», — подчеркнул куратор направления Захар День, дизайнер и программист, основатель компании Hǽd Exchange.
Профиль «Дизайн и современное искусство», по словам Мещерякова, направлен на подготовку классических художников, а также художников-экспериментаторов, которые смогут заниматься актуальным на сегодняшний день искусством, мультимедийными и mixed media проектами. Главное отличие этой программы от программ других российских вузов схожих специальностей — наличие предметов, знакомящих студентов с теорией современного искусства, например, кураторское мастерство, а также углубление в практическое применение и исследование наработок истории искусств и стилей.
Профиль «Дизайн и фотография» научит студентов языку современной фотографии, свету и композиции в фотографии. На программе студенты научатся работать в различных фоторедакторах, узнают об особенностях фотографии как средства коммуникации (рекламная фотография) и фотографии как искусства (художественная фотография).
В этом году Школа дизайна НИУ ВШЭ также будет вести набор на две магистерские программы — «Коммуникационный дизайн» и «Дизайн». Программа «Дизайн» предлагает четыре профиля на выбор: дизайн книги; режиссура анимации; территориальный брендинг и дизайн городской среды; мода. Программа «Коммуникационный дизайн» рассчитана на абитуриентов с разным уровнем подготовки — Level 0 (Базовый уровень) и Level+ (Продвинутый уровень). Также идет набор на совершенно новый профиль — Современный музейный дизайн. С довольно обширным списком краткосрочных и годовых программ дополнительного профессионального образования (ДПО) подробнее можно ознакомиться здесь.
При поступлении в бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ учитываются оценки ЕГЭ по русскому языку, литературе, а также результаты творческого конкурса. Тема творческого проекта выбирается абитуриентами самостоятельно. Главное — она должна в полной мере раскрыть творческий потенциал и уровень художественного мышления. Также важно, чтобы работа соответствовала выбранному профилю. Творческий конкурс проходит в два этапа — собеседование по истории искусств и творческий проект абитуриента. Подробнее о профилях в бакалавриате Школы дизайна можно прочитать здесь, об условиях поступления — здесь. Подача документов завершается 15 июля.
А о том, как поступить и тяжело ли учиться, рассказали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Анна Кошелева, студентка третьего курса, профиль «Коммуникационный дизайн»
Я выбрала это направление, потому что считаю его наиболее глобальным из всех. Здесь нас учат и элементам анимации, и иллюстрации, и дизайну среды и еще много всему. В целом коммуникационный дизайн — это разговор со зрителем, клиентом. То есть у нас есть некий месседж, который мы, например, с помощью плаката, обложки, учимся доносить до целевой аудитории.
Для поступления в Школу дизайна, в принципе, не нужны академические знания по рисунку и живописи, хотя они у меня и были. Здесь главное — креативная идея. Мой творческий проект представлял собой серию обложек для обычных компакт дисков. Так как я очень люблю музыку, решила сделать проект в меломанском направлении, и разработала серию векторных иллюстраций. И кстати, одна из причин, почему я выбрала именно Школу дизайна НИУ ВШЭ — нестандартный путь поступления. Мне понравилось, что не надо рисовать античную голову, или заниматься надоевшей за время учебы в художественной школе живописью. Здесь нужно было показать себя, выразить свое «я».
Первый год учиться было сложно, потому что много новых техник нужно было освоить, плюс к этому сложно было сразу перестроиться на довольно быстрый темп обучения, научится генерировать идеи. Но сейчас я уже освоилась, работаю в Лаборатории при Школе дизайна, а еще я автор макета нашей школьной газеты. В общем, работы у меня много, и вся она интересная.
Студенты первого курса, профиль «Мода»
В Москве почти нет университетов, которые бы обучали по профилю «Мода», поэтому, когда открылась Школа дизайна НИУ ВШЭ, мы очень обрадовались. Поступать было не так сложно. Главное, если есть академическое образование (художественная школа), не зацикливаться на полученных там знаниях. В творческом проекте важно показать свой потенциал и собственное художественное видение. И чем меньше у тебя каких-то внутренних преград (академизма), тем лучше.
Учиться здесь намного сложнее. Многие думают, что будут шить наряды в свое удовольствие. Но это только верхушка айсберга, под которой кроется огромный объем работы и высокие требования. Ведь сначала нужно придумать наряд, сделать макет, сшить, потом найти модель для своего наряда, студию, в которой можно устроить показ, снять все это на видео, сфотографировать. И все это не так легко, как кажется на первый взгляд. Конечно, в будущем мы все хотели бы оставить свой след в индустрии моды, развить собственные бренды, поменять мир моды в лучшую сторону.
Мещеряков Арсений Владимирович
Руководитель Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.
Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»
В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».
Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№
С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.