«Всегда лучше думать своей головой»
Когда позади трудности поступления в вуз и ты уже первокурсник, самое время вспомнить, как прошел этот важный этап жизни, как ты преодолевал сложности и страхи, что вдохновляло. Анастасия Владимирская, студентка первого курса бакалаврской программы «Экономика», окончившая факультет довузовской подготовки ВШЭ, рассказала о том, как готовилась к поступлению и почему предпочла именно Вышку. Напомним, что сейчас идет прием на программы ФДП, а 12 сентября пройдет день открытых дверей факультета.
Про ЕГЭ
Анастасия Владимирская |
Так или иначе, все сложилось благополучно. По русскому у меня было 98 баллов, по математике — 89, по английскому — 86, по обществознанию — 94. И плюс у меня 2 балла за индивидуальные достижения, за золотую медаль. А еще мое сочинение, которое мы писали в середине учебного года, как допуск к ЕГЭ, в Вышке оценили в 6 баллов. В этом году проходной балл на экономику был 366, учитывая мои баллы ЕГЭ и «бонусы», у меня получился небольшой запас в 10 баллов.
В целом атмосфера экзаменов мне показалась давящей: много народу, проход через металлоискатель, груз ответственности за свою дальнейшую жизнь, страх не набрать нужное количество баллов для поступления в вуз мечты. Были и неожиданности. Мы, например, думали, что раз в этом году 70 лет Великой Победе, то обязательно будут темы войны. Но про это не было ни слова, тексты предлагалось подготовить либо про русский язык, либо про художников или искусство. Это, конечно же, не могло нас не шокировать. Потому что в течение всего учебного года нам давали тексты про войну. Мне повезло, что подготовка и на ФДП, и в школе у меня была отличная, и я быстро нашла выход из этой ситуации, вспомнив правильные литературные примеры.
Мы делили один большой страх на всех, и так становилось капельку легче
В этом году списывать было невозможно. Во-первых, была тщательная проверка учащихся на наличие каких-либо электронных приборов. Во-вторых, здание школы было оборудовано глушилками, это, кстати, больше всего испугало моих одноклассников, которые до последнего питали надежды найти ответы в интернете. Лично у меня таких мыслей не было, я считаю, что всегда лучше думать своей головой, заодно посмотреть, на что ты способен, оценить результат своей одиннадцатилетней учебы.
ЕГЭ — это сильный стресс. Последний звонок, прощание со школой, предчувствия нового этапа в жизни — это все очень светлые и вместе с тем грустные эмоции. Но когда понимаешь, что до первого экзамена остается совсем немного, то испытываешь лишь одно чувство — мандраж. Слава Богу, что была поддержка. Больше всего меня, конечно, поддерживали родители. Это люди, которые никогда не сказали бы: «Ой, у тебя не 100 баллов. Все плохо! Ты не наша дочь!». Они только подбадривали меня. Если моим друзьям все родители перед экзаменом что-то внушали, мои родители молчали. И правильно делали. Это частично сняло с меня груз ответственности — хотя бы перед ними. Я понимала: что бы ни случилось, они все равно будут мной гордиться. Конечно же, друзья были моей опорой, это были такие же несчастные люди, как и я. У нас была взаимоподдержка и взаимовыручка, мы делили один большой страх на всех, и так становилось капельку легче. И еще меня поддерживали мои учителя из школы и преподаватели факультета довузовской подготовки ВШЭ — причем так же сильно, как и мои родители. Я обязана им теми знаниям, которые они в меня вложили. Вышкинские преподаватели дали мне уверенность в том, что я успешно сдам экзамены, школьные учителя очень сильно поддерживали в эмоциональном плане.
Про ФДП
О том, что в Вышке есть факультет довузовской подготовки, я узнала в 8 классе от друзей родителей, которые туда повели своего сына. Он тогда был в 9 классе и пошел на курсы подготовки, а меня отдали в «Клуб Эрудит», где я проучилась три года: с 8-го по 10-й класс. А в 11-ом ходила в ФДП на программу выходного дня, брала английский и русский. К ЕГЭ я готовилась по этим двум предметам в Вышке, а по остальным самостоятельно; я посчитала, что так мне будет легче и удобней (ну, и еще — занятия по математике и обществознанию проходили в тот день, когда я не могла ездить на Нагатинскую).
К английскому и русскому ФДП подготовил меня очень хорошо. Курсы по английскому вела преподавательница, которая работала на факультете мировой экономики и мировой политики. Она много давала того, что она делает вместе со студентами, а про свой факультет рассказывала с таким воодушевлением и любовью, что я даже задумывалась, не пойти ли туда.
На русском мы решали контрольные, повторяли правила. Преподавательница давала задания, которые были куда сложнее самих заданий ЕГЭ, поэтому, когда я приходила в школу и решала там варианты, мне было очень просто. С первого взгляда кажется, что русский язык везде одинаковый, но нет: на ФДП готовят немного по-другому, и это помогает сконцентрировать внимание на сложных задачах. Нам часто в методичках попадались задания, на которые ты вроде бы знаешь правильный ответ и даже помнишь, что оно тебе уже встречалось, быстренько ставишь галочку и попадаешься на удочку, делая ошибку. ФДП научил меня правильно расставлять акценты и концентрироваться на задании. Здесь ты гонишься не за оценкой, а за качеством. На ФДП все делаешь для себя, а не для родителей, учителей или еще кого-нибудь. Ты учишься, работаешь для себя, на свои проходные баллы, для своего института, для своей мечты.
Если попробовать составить слоган ФДП из трех слов, которые характеризуют факультет, я бы сказала так: « Дисциплина. Интерес. Успех»
О клубе «Эрудит», который действует на ФДП, можно сказать, что он, прежде всего, поражает нешкольной атмосферой. Ученик 7-8 класса, который попал в клуб «Эрудит», будет шокирован, потому как там совсем другое отношение к учебе, отношение преподавателей к слушателям. Здесь не заставляют делать домашнее задание, но при этом ты чувствуешь внутреннюю неудовлетворенность, когда что-то пропускаешь или делаешь задания недобросовестно. Общение идет на равных, как с коллегами, со взрослыми, со сформированными личностями, это первое, что бросается в глаза.
И уровень знаний абсолютно другой. В 8 классе ты приходишь в «Эрудит», и вы начинаете заниматься экономикой, решаете задачи, строите экономические модели, и ты ощущаешь себя на шаг впереди. С другой стороны, очень важно, что многие задания проводятся в игровой форме, например, игра «Лабиринт» одновременно является итоговой аттестационной работой. Я старалась ничего не пропускать. Была не только активным участником игры, но и помогала с организацией. Также часто выступала в дискуссионном клубе «Мудрая ворона».
На факультете я обрела множество новых друзей, просто невероятных, интересных, амбициозных, которые хотят учиться и развиваться. Эти люди тоже сыграли большую роль при выборе университета. Если попробовать составить слоган ФДП из трех слов, которые характеризуют факультет, я бы сказала так: «Дисциплина. Интерес. Успех».
Про Вышку
До поступления в университет я два раза была волонтером на Дне Вышки в Парке Горького, работала в шатре ФДП. Я с удовольствием объясняла гостям праздника, как все устроено на факультете. Ребята и их родители уходили с кучей различных буклетов, которые в дальнейшем помогали структурировать информацию в голове. Разумеется, кроме своего шатра мы посещали и другие. Там тоже студенты первокурсники, второкурсники рассказывали о том, как они поступали. Про ЕГЭ они уже вспоминали с улыбкой, говорили, что было сложно, но все же возможно.
Почему я выбрала Вышку? Прежде всего, я ограничила свой список приоритетов до трех: у меня был выбор между МГУ, Финансовым университетом и Вышкой. Интуиция мне подсказала, что надо идти в Вышку, что это мой вуз. Я сидела дома и повторяла вслух и про себя: «МГУ, Вышка, Финансовый университет» и, когда я произносила Вышка, внутри что-то вздрагивало. И я решилась — Вышка! Разница в возрасте между МГУ и Вышкой огромная, но не годы определяют образование.
Кто-то говорит, что рейтинги оказывают эмоциональное давление. Нет, не думаю. Благодаря им становится понятно, что необходимо подтянуть, где надо доработать
У Вышки есть такой слоган: «Не для школы, а для жизни мы учимся». И вот это мне очень нравится.Учиться для школы — это зубрить, не думая о том, для чего тебе это нужно. Учиться для себя, для жизни — это учиться для того, чтобы дальше существовать. По мне, учиться для себя — это учиться с удовольствием, понимать, что все, что сейчас делаешь, ты делаешь для своего будущего.
Всем известно, что в Вышке учиться сложно, здесь суровые законы выживания — надо много заниматься, здесь не схалтуришь, и к этому люди по-разному относятся. Лично мне подходят требовательные преподаватели, потому что, работая с ними, я чувствую, что моя работа становится продуктивнее и эффективнее. Точно могу сказать, что я не люблю, когда меня что-то заставляют делать, когда у преподавателя нет эмоций, когда он только выполняет свою работу и не вкладывает в нее душу. Таких преподавателей я в Вышке не встречала — видно, как они заинтересованы в предмете, который ведут, им нравится то, чем они занимаются. Например, Светлана Васильевна Квашонкина, декан ФДП, очень строгая на занятиях, спуску не дает, но во внеучебное время — душевный человек, который всегда даст совет, поможет, поддержит. Мне подходит скорее симбиоз методов, чтобы была и дисциплина, и эмоциональная поддержка.
Еще одна вещь, которая в Вышке мотивирует, — это рейтинги.Никому ведь не хочется быть внизу. Помню, будучи еще маленькими восьмиклашками, мы ходили и высматривали у каждой группы, кто на первом месте, сколько у него баллов, анализировали, сколько не хватает нам самим до первого места. Это подталкивает к тому, чтобы усердней учиться, быть активнее. Кто-то говорит, что рейтинги оказывают эмоциональное давление. Нет, не думаю. Благодаря им становится понятно, что необходимо подтянуть, где надо доработать. Ты стремишься к уровню тех людей, которые впереди тебя. Таким образом, получается, что все вокруг мотивируют друг друга.
Беседовала Дарья Нещадимова, студентка 3 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна.
Вам также может быть интересно:
«Ищите то, что вас реально заводит»
На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.
Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад
Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.
«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»
Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.
«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»
Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.
20
площадок с заданиями ждут участников квеста для первокурсников в День Вышки в парке Горького.
«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»
В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.
5856
первокурсников бакалавриата сегодня приступят к обучению во всех кампусах Вышки. Это на 1115 человек больше, чем в прошлом году.
Вышка для начинающих: что делать после зачисления?
Вы нашли свое имя в списке зачисленных на первый курс? Значит, главная цель этого года достигнута. А теперь, когда вы стали студентом, мы расскажем о том, как — без проблем и с комфортом — начать учебу в Вышке.
25%
первокурсников Вышки мужского пола имеют спортивные достижения. Среди девушек спортивные победы есть только у 14% первокурсниц.
Первокурсники-рекламисты научились организации конференций на практике
28 января в Общественной палате РФ прошла VI международная конференция «Повышение эффективности социальной рекламы в России» — ESARUSSIA-2015. В организации конференции принимали участие студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Для них это было учебное задание в рамках проектного семинара образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Ребятам было доверено все — от написания пресс-релизов до поиска спонсоров.