• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Империя и либерализм

19 декабря на семинаре "Экономическая политика в условиях переходного периода" под руководством Евгения Ясина говорили об империи. Историк и философ Владимир Кантор представил доклад "Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России".

Имя Владимира Кантора известно в, казалось бы, диаметрально противоположных политических и окологуманитарных кругах. Гугл выдает массу ссылок на статьи Владимира Карловича. Примерно половина творений Кантора "висит" на либеральных сайтах, вторая — на ресурсах "националистов" и "имперцев". Кантор избегает расхожих политико-идеологических ярлыков современной России. Он историк, (культур)философ, исследователь русской философии и философии истории в России. Писатель. Лауреат премии Генриха Бёлля.

Идея (или комплекс идей), о которой Кантор говорил на семинаре, вкратце сводится к "немыслимому" сведению понятий "империи" и "либерализма", точнее, к объяснению "империи" в качестве предпосылки и основного условия существования либерализма.

"Я в двусмысленной ситуации, — начал свое выступление Кантор. — Всю жизнь я занимался "русским европеизмом" и вот — стал заниматься "империей". Многие мои друзья недоумевали, спрашивали, что подвигло меня на подобные исследования, какая связь между "европеизмом" и "имперством"? Я отвечал, что связь самая простая, русский европеец возник в Российской Империи, до нее его просто не было".

Итак, по мнению Кантора, Российская Империя представляла собой основную предпосылку для возникновения русского европеизма и либерализма. Сегодня это соотношение не понимают. "Имперская тема аткуальна, связана с неизжитыми имперскими амбициями постсоветского человека. Но, по моему убеждению, СССР был не империей, а восточной деспотией", — сказал Кантор.

Владимир Кантор
Владимир Кантор
Мифическое отождествление деспотии и империи, как и уравнивание империи и национализма, по мнению Кантора, неверно. Вебер называл Европу мутацией Востока, островком в азиатском море, а каждое европейское открытие — переоткрытием чего-то, уже открытого на Востоке. Кантор полагает, что европейская империя представляет собой мутацию восточной деспотии, ее обезвреженную, усовершенствованную и дополненную версию, реализующую универсальные, наднациональные принципы социального устройства, которые можно увидеть в сознании американцев и европейцев. "Европа становилась Европой в имперские периоды и распадалась в периоды обострения национализма. Потому что империя несовместима с националистическим пафосом, который делает ее невозможной", — сказал Кантор.

Внешняя схожесть империи и деспотии очевидна и бросается в глаза: и там, и там пытаются, как говорил Достоевский, "согнать человечество в единое стадо". Но, говорит Кантор, есть важные, основополагающие различия. Деспотия основывается на насилии и принуждении, превращении всего подвластного населения в коллективного раба. Отсюда шаткость деспотий и чудовищные масштабы проводимых ими геноцидов. Империя зиждется на других посылках.

В Греции, колыбели демократии, появляются свободные люди, возникает слово "космополит", "гражданин мира". В Элладе "космополитами" не обзывались, как в советские 1930-е гг., космополитом называли философа Диогена, гражданином мира считал себя Петрарка. Сергей Аверинцев сравнивал в свое время символические фигуры египетского писца и греческого оратора как определяющие основное "направление" культур. Так вот, первый согбен записывает за кем-то или переписывает священные тексты. Второй же стоит прямо, свободно говорит, выражает мнение.

Империя Александра Македонского и александрийская культура были построены, по словам Кантора, на идее примирения и права. Понятие права гражданина появляется в империи, в кодексе Юстиниана. На идее примирения и обращения к личности построено христианство (не будет ни эллина, ни иудея). Христианство и империя рождаются вместе, в одно время. Римские стражники как-то получили нагоняй от начальника за задержание римского гражданина апостола Павла. Итак, европейский проект, по мнению Кантора, является синтезом христианства и античной культуры. "Для средневекового сознания это было очевидно", — сказал Владимир Карлович.

Империя, говорит Кантор, — это некоторое образование, вводящее "нецивилизованных" в универсальное правовое поле цивилизации, попытка создать единый разумный мир.

Владимир Кантор
Владимир Кантор
Первым имперцем и первым европейцем в России был Петр I (хотя еще Иван IV говорил: "Все мои подданные русские — воры", а на вопрос, кем же он сам себя считает, отвечал: "Я немец"), построивший третий Рим, град Петра — Петербург. С Петра начинается и русский европеизм. Дальше, по словам Кантора, Россия движется штрих-пунктиром: то европеизируется, то скатывается в кровопролитие "внутренней степи".

Так что, говорит Кантор, многонациональной, находящейся на перекрестье культур России просто необходимы терпимость и имперский наднациональный пафос.

P.S. (после доклада)

Ясин (научный руководитель ГУ-ВШЭ):

— Ну вот ты говорил, что раньше это было полезно. А сейчас?

Кантор (философ):

— Я не политолог, я историк.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Ивана Морякова

Контакты: (495) 771-32-21 (Хорлина Ольга Кирилловна, помощник научного руководителя ГУ-ВШЭ); e-mail: yassin@hse.ru

 

Вам также может быть интересно:

В феврале 2024 года стартует новый поток программы «Философия для предпринимателей»

Уникальным отличием образовательной программы факультета гуманитарных наук ВШЭ является нацеленность не на отдельные методики и практики, а на глубокое и профессиональное погружение в философию. Слушателям предлагается построить свою философскую систему, опираясь на собственный рефлексивный опыт и знания, полученные от ведущих лекторов России. Начало работы нового потока запланировано на февраль 2024 года, первый модуль программы для первого потока был завершен в декабре этого года.

«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»

Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Законы тайм-менеджмента по Платону

Алексей Плешков, выпускник первого набора академической аспирантуры ВШЭ, летом 2016 года защитил кандидатскую диссертацию по философии. О том, как спортсмен стал исследователем Платона, чего не хватает российским студентам по сравнению со студентами Оксфорда и что значит быть цельным человеком с точки зрения древнегреческой философии, Алексей рассказал новостной службе ВШЭ.

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

Ученый ВШЭ стал лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского

Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Александр Филиппов стал лауреатом третьего сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского с книгой «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы».

Студенты перескажут философов в театральном формате

27 октября состоится вторая встреча в рамках проекта «Пересказы философии», который стал победителем конкурса «Фабрика идей» Российской государственной библиотеки для молодежи. В роли рассказчиков — аспиранты и магистры Школы философии НИУ ВШЭ. Тема нового пересказа — «Рене Декарт: как он мыслит и как существует».

Портрет современного философа

Представления о философах как о странных занудных людях тотально устарели, уверен Александр Павлов — доцент Школы философии НИУ ВШЭ, исследователь массового и культового кинематографа. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал о задачах молодых философов, эросе познания, постыдных удовольствиях и Школе философии ВШЭ.